Санкт-Петербург, Концертный зал

Штраус. Дворжак. Дебюсси


ИСПОЛНИТЕЛИ:
Солист – Иван Сендецкий (виолончель)
Молодежный оркестр Мариинского театра
Дирижер – Заурбек Гугкаев


В ПРОГРАММЕ:
Рихард Штраус
Симфоническая поэма «Дон Жуан», соч. 20

Антонин Дворжак
Концерт для виолончели с оркестром си минор, соч. 104

Клод Дебюсси
«Море», три симфонических эскиза, L 109

После премьеры симфонической поэмы «Дон Жуан» 25-летний веймарский капельмейстер Рихард Штраус проснулся известным композитором, достойным наследником Вагнера и Листа. Правда, покровительствовавшая ему Козима Вагнер (вдова одного гения и дочь другого) не одобрила легкомыслия темы и ее воплощения. Но это ничего не меняет: Штраус сумел продолжить традицию симфонических поэм Листа и мастерски совладать с огромным романтическим оркестром Вагнера. Кроме того, в его музыке слышны легкие отзвуки картины в гроте Венеры из «Тангейзера».
Считается, что источником сюжета для Рихарда Штрауса стали стихи меланхолика и певца «мировой скорби» Николауса Ленау. В 1844 году Ленау начал писать своего «Дон Жуана», будучи безнадежно и безответно влюбленным в жену друга. В том же году он был помещен в лечебницу для душевнобольных, где и окончил свои дни, а от его последнего произведения сохранился лишь отрывок.
«Последний романтик» Рихард Штраус всегда относился к романтическим излишествам с некоторой долей иронии. Может быть, упоминание Ленау – лишь шутка. Ведь в озорной поэме молодого композитора жизненная энергия бьет через край. Его музыка блестяща, легка, и чувство меры еще не изменяет Штраусу, как это иногда случалось позднее.

Виолончельный концерт Антонина Дворжака си минор принадлежит к числу шедевров романтического репертуара. Концерт был написан в течение третьего и последнего года работы композитора в Нью-Йорке, в Национальной консерватории, и завершен 9 февраля 1895 года. Он впервые прозвучал 19 марта 1896 года в Лондоне в исполнении Лео Стерна, хотя изначально предназначался для чешского виолончелиста Гануша Вигана.
Дворжак принялся за это сочинение после огромного успеха ультраромантического Второго виолончельного концерта ми минор его коллеги по консерватории – ирландского виолончелиста, композитора и дирижера Виктора Херберта. Тот недавно перебрался в США, где стал концертмейстером группы виолончелей оркестра Метрополитен-оперы, участником Нью-Йоркского струнного квартета, создателем собственного оркестра легкой музыки и автором популярных оперетт. Но серьезная музыка ему тоже удавалась.
У Дворжака работа над концертом протекала нелегко. Он впервые отправился в Америку один, без семьи, и это только усиливало его ностальгию. В отличие от более ранних американских сочинений (симфонии «Из Нового света», Четырнадцатого квартета) концерт для виолончели свободен от американизмов. В середине второй части звучит тема песни Дворжака «Оставь меня одну» (соч. 82 № 1). Ее появление связано с полученной композитором вестью о болезни и смерти сестры его жены, в которую он когда-то в юности был влюблен. В финале тема возвращается – в прощальном дуэте виолончели с солирующей скрипкой.
Анна Булычева

Вслед за Листом, Вагнером, Римским-Корсаковым, давшими образцы поэтического претворения картин природы в музыке, Клод Дебюсси завоевал репутацию мастера музыкальной «живописи». Последнее слово наиболее точно передает характер тончайшей звукописи, вызывающей невольные ассоциации с полотнами французских импрессионистов.
По воспоминаниям Маргариты Лонг, особая сокровенная нота сквозила в отношении Дебюсси к морской стихии. «Слышите ли вы море? – говорил он. – Море – это все, что есть самого музыкального…» Дебюсси привлекали бесконечная переменчивость красок водного океана, отражения неба, грозовых облаков, сияющего солнца, лунного света… Спокойная гладь, величественные валы, лениво катящиеся от горизонта к берегу, бушующие волны и спокойно плещущееся море… Дебюсси одушевлял море, сообщая его картинам какой-то одному ему ведомый замысел. Удивительно ли, что он вторил словам любимого им Мусоргского (которых не мог знать!): «…Мысль волнующегося моря несравненно грознее и импозантнее бури»?
Три симфонических эскиза «Море» облечены в спаянную форму симфонии – именно «французской» симфонии, как правило, трехчастной. Движение идет от медленной, преимущественно созерцательной, первой части «На море от зари до полудня» к «Играм волн», своего рода симфоническому скерцо, с его зыбкими переливами звучности и явно танцевальными ритмами, – и наконец к финальному Allegro, названному «Диалог ветра и моря». Ликующая кода финала построена на грандиозном заключительном проведении «темы моря», перекидывающей арку от начала симфонии к ее завершению.
«Море» впервые было исполнено 15 октября 1905 года в Париже под управлением Камиля Шевийяра. Но настоящий успех пришел к партитуре Дебюсси лишь через три года, когда она прозвучала под рукой автора.
В 1913 году Дебюсси продирижировал «Морем» в Петербурге и Москве.
Иосиф Райскин

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход