Санкт-Петербург, Зал Прокофьева

Маддалена

одноактная опера


Третий вечер 52-го абонемента

ИСПОЛНИТЕЛИ:
Мария Соловьева
Виталий Дудкин
Дмитрий Гарбовский
Эмилия Аблаева
Игорь Чикишев


Музыка Сергея Прокофьева
Либретто композитора по одноименной пьесе Магды Ливен-Орловой

Музыкальный руководитель – Лариса Гергиева
Постановка – Александр Маскалин
Сценография – Анна Соболева
Свет – Антон Николаев

О концерте

Судьба «Маддалены» (соч. 13) могла быть предопределена тринадцатым, несчастливым номером опуса. Даром что клавир в окончательной редакции был завершен композитором в последнем «счастливом» году России – 1913-м!
«Летом 1911 года я написал одноактную оперу "Маддалена", – вспоминал Прокофьев в "Автобиографии", – по одноименной пьесе бар. Ливен. Я надеялся, что ее можно поставить на одном из консерваторских спектаклей... Но надежды не оправдались... Написал я музыку быстро, но из четырех сцен оркестровал только одну. В 1913 году я пересочинил "Маддалену", но снова не оркестровал ее».
Под псевдонимом «барон Ливен» печатала свои стихотворные и драматические опыты Магда Густавовна Ливен-Орлова. Сюжет «Маддалены» перекликается с незавершенной драмой Оскара Уайльда «Флорентийская трагедия». Перед нами любовная мелодрама, с одной стороны, стилизованная в духе Бокаччо, Аретино или Челлини, а с другой – осложненная демонической фигурой героини, приправленная острыми пряностями интеллектуального салона.
Так сказать, Ренессанс в кривом зеркале декаданса.
... Венеция, начало XV века. Вечером красавица Маддалена ожидает дома возвращения мужа, художника Дженаро (1-я сцена). В лучах заката проплывают лодки с влюбленными, издалека доносится хор гондольеров. Встреча и страстный любовный дуэт Маддалены и Дженаро (2-я сцена) прерывается приходом друга Дженаро, алхимика Стеньо (3-я сцена).
Маддалена прячется за занавесом. Стеньо рассказывает другу о своей возлюбленной – неизвестной красавице, покорившей его, но не желающей открыть свое имя. Стеньо страдает от ревности и подозрений. Развязка наступает вместе с внезапно разразившейся бурей (4-я сцена). Порыв ветра колышет занавес, вспышка молнии освещает спрятавшуюся Маддалену, в которой Стеньо узнает таинственную искусительницу. Друзья готовы свершить суд над неверной обманщицей, но Маддалена подстрекает соперников к поединку. В смертельной схватке гибнут оба. Возлюбленная не оплакивает их: «Кого из вас любила Маддалена? Быть может, никого...». Опомнившись, она выглядывает в окно и зовет на помощь: «Сюда! Спасите! Мой Дженаро! Они поспорили! Чужой убил Дженаро!»
Николай Мясковский, которому Прокофьев посвятил «Маддалену», высоко оценил оперу своего молодого друга: «... По напряженности стиля опера напоминает Р. Штрауса, только без пошлости того. Одна обида – такое произведение едва ли может быть поставлено у нас, несмотря на свою сценичность. Более трудных вокальных партий я не встречал, а для одобрения со стороны "маститых" нет ни одного шанса...»
Постановку оперы так и не удалось осуществить ни на консерваторской сцене, ни в московском «Свободном театре», ни в частном театре Зимина, ни даже в концертах Ассоциации современной музыки в Москве... С середины 30-х годов «след» оперы утерян и самим композитором. Рукопись считалась утраченной и лишь в 1954 году была обнаружена в архиве «Российского музыкального издательства» в Париже.
В 70-е годы по просьбе вдовы композитора Лины Ивановны Прокофьевой с рукописью «Маддалены» познакомился известный английский дирижер Эдвард Даунс, почитатель и пропагандист творчества Прокофьева. На основе авторских указаний в клавире и изучения оркестрового стиля композитора Даунс завершил инструментовку оперы и впервые исполнил ее по радио в программе BBC 25 марта 1979 года (дважды в один день: сперва по-русски, а затем в английском переводе). 28 ноября 1981 года он осуществил сценическую премьеру «Маддалены» на фестивале в Граце (Австрия). Оперу включили в репертуар театр в Сент-Луисе (США) и Национальная опера в Хельсинки (дирижер Геннадий Рождественский).
Геннадию Рождественскому мы обязаны возобновлением интереса к юношеской опере Прокофьева и на отечественной сцене. Дирижером была сделана первая в мире запись «Маддалены» на пластинку (1986); в сентябре 1987 года опера прозвучала на Всесоюзном радио. Первое в СССР концертное исполнение осуществил в декабре 1988 года Московский музыкальный экспериментальный театр, а сценическое воплощение – Государственный Академический Большой театр Белоруссии (1989). За ними последовали постановки в Москве, в Самаре, концертная премьера в Мариинском в 1999 году под управлением Валерия Гергиева.
Иосиф Райскин

Возрастная категория 6+

6 октября 2015
3 ноября 2015
6 декабря 2015
Маддалена
8 января 2016
21 февраля 2016
30 апреля 2016
Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход