Санкт-Петербург, Концертный зал

Даниил Трифонов и Сергей Бабаян


Х международный фестиваль «Лики современного пианизма»
Памяти Веры Горностаевой

ИСПОЛНИТЕЛИ:
Сергей Бабаян (фортепиано)
Даниил Трифонов (фортепиано)


В ПРОГРАММЕ:
Роберт Шуман
Анданте с вариациями си-бемоль мажор для двух фортепиано, соч. 46

Франц Шуберт
Фантазия для фортепиано в четыре руки фа минор, соч. 103

Иоганнес Брамс
Венгерские танцы

Сергей Рахманинов
Сюита № 1 для двух фортепиано, соч. 5
Сюита № 2 для двух фортепиано, соч. 17


Памяти Веры Горностаевой

Художник, воспитай ученика,
Чтоб было у кого потом учиться…

Евгений Винокуров

Как-то так вышло, что в речевом обиходе первое слово из приведенного эпиграфа заменяют на другое, сообщая афоризму более широкий смысл: «Учитель, воспитай ученика…». Вера Васильевна была выдающимся художником, но прежде и раньше всего – великим педагогом, учителем нескольких поколений пианистов. Она и на концертную эстраду стала регулярно выходить, уже имея питомцев, увенчанных лауреатскими званиями. То есть, буквально следуя все тому же эпиграфу: атмосфера занятий с талантливыми учениками сообщала ей уверенность в собственных художественных притязаниях.
«Я музыку больше чем люблю. Я в ней живу, она меня питает всячески. И вот этому мне хочется как-то научить ученика», – сказала Вера Васильевна в интервью в дни празднования ее юбилея. Она и родилась по счастливому совпадению в Международный день музыки – 1 октября. И, даже перешагнув порог 85-летия, возглавляла кафедру специального фортепиано в Московской консерватории, лично занималась с учениками, вела активную творческую жизнь.
В одном человеке соединились воспитатель плеяды знаменитых учеников, пианистка, вызывающая восхищение, талантливый и яркий литератор – автор книг, рецензий и очерков об исполнительском искусстве. Любой из этих ипостасей достанет, чтобы имя Веры Горностаевой не было забыто никогда.
«Вера – это неповторимое сокровище, родившееся на ладони великого мастера – Генриха Нейгауза. Она первоклассный исполнитель и профессор. Ее ум, гордо и невредимо сохранивший себя, вопреки всем резким переменам в российском историческом времени, прочен, как сталь, и вместе с тем гибок…» (из предисловия пианистки Хироко Накамура к японскому изданию книги В. Горностаевой «Два часа после концерта», 2001). Во Франции было опубликовано специальное исследование «Метод Горностаевой».
Не ограничиваясь занятиями в консерватории, Горностаева организовывала концерты своих учеников, проводила мастер-классы в различных городах страны. В 80-х годах она вела телевизионный цикл передач «Открытый рояль». Журнал «Огонек» присудил ей премию за лучшие публицистические статьи, посвященные музыкальному образованию, воспитанию широкой слушательской аудитории. В последнее годы пианистка возглавляла Московский союз музыкантов.
Крупнейшие консерватории и музыкальные академии мира предлагали Вере Васильевне профессорскую должность. Но всю жизнь, даже в самые трудные для страны годы, она преданно служила родной alma mater. «Менять консерваторию? Вы подумайте только, я хожу по коридорам и знаю, что здесь ходили Чайковский, Рахманинов, Скрябин… Да какая консерватория мне может это заменить!» – восклицала Горностаева.
Но мастер-классы пианистка давала по всему миру. Особый успех ее уроки имели в Японии, их транслировала крупнейшая телекомпания. Была даже выпущена книга, помогающая зрителям подготовиться к циклу передач.
Знаменитые ученики Веры Васильевны отдавали в ее надежные руки своих детей. Музыканты влюбленно называют любимых педагогов «мамами» и «папами». Музыкальных детей, внуков и правнуков у Веры Горностаевой уже тысячи. Им предстоит продолжить творческую, педагогическую династию, передавая из поколения в поколение «эстафету Веры».
Иосиф Райскин

О концерте

Летом 1893 года Сергей Рахманинов, вдохновленный успехом оперы «Алеко», только что поставленной в Большом театре, создает одно произведение за другим. Воображение композитора занимают незабываемые летние месяцы 1890 года, которые он провел с сестрами Скалон в имении Ивановка Тамбовской губернии. Так и не получившее удовлетворения любовное чувство к младшей из сестер – Вере – пронизывает полную намеков и недоговоренностей переписку Рахманинова. Невысказанные словами эмоции прорываются в музыке, и ярче всего – в Сюите для двух фортепиано № 1. Две первые части сюиты – «Баркарола» (эпиграф из стихотворения Лермонтова), «И ночь, и любовь» (эпиграф из стихотворения Байрона) заставляют вспомнить о знаменитых томлениях в операх Вагнера. Напряженные лирические эмоции молодой композитор выражает нераздельно с изображением картин природы, изобретательно имитируя то всплески волн, то пение соловья. В двух других частях сюиты перед глазами встают более ранние впечатления Рахманинова: «Одно из самых дорогих для меня воспоминаний детства связано с четырьмя нотами, вызванивавшимися большими колоколами новгородского Софийского собора». На мотиве из четырех «серебряных» колокольных нот, которые с детства ассоциировались у Рахманинова с мыслью о слезах, основана третья часть – «Слезы» (эпиграф из стихотворения Тютчева «Слезы людские»). Этот мотив развивается с напряженной неустойчивостью, словно продолжая психологическую линию второй части. В финале («Светлый праздник», эпиграф из стихотворения Хомякова) появляется тема церковного напева «Христос воскресе», слышен перезвон больших и малых колоколов, однако музыка звучит скорее стихийно-возбужденно, нежели торжественно.

Написанная в то же время, что и Второй фортепианный концерт (1900–1901), Вторая сюита во многом перекликается с ним. Родство музыкальных образов в этих произведениях дало повод Вере Брянцевой сказать: «Вторую сюиту для двух фортепиано можно назвать серией этюдов ко Второму концерту». В отличие от программной Первой сюиты, во Второй Рахманинов дает частям лишь жанровые обозначения: «Интродукция», «Вальс», «Романс» и «Тарантелла». Томная лирика «Романса» и срединной части «Вальса» в деталях напоминает упоительную музыку медленной части концерта. Быстрые фрагменты сюиты («Интродукция», крайние разделы «Вальса», «Тарантелла») словно сотканы из той же звуковой субстанции, что и финал концерта, в котором Рахманинов окончательно утверждается в мысли о бесконечности и восхитительной красоте окружающего мира.
Марина Иовлева

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход