Санкт-Петербург, Концертный зал

Сольный концерт Лукаса Генюшаса (фортепиано)


Марафон лауреатов XV Международного конкурса им. П.И. Чайковского

В ПРОГРАММЕ:
Иоганнес Брамс
Соната для фортепиано №1 до мажор, соч. 1

Фредерик Шопен
Два вальса, соч. 34
Мазурки, соч. 63

Леонид Десятников
Пьесы для фортепиано

Сергей Прокофьев
Соната № 7 си-бемоль мажор, соч. 83


Исполняет Лукас Генюшас (фортепиано)

О концерте

Осенью 1853 года Иоганнес Брамс впервые встретился с Робертом Шуманом и сыграл ему несколько своих сочинений, и в том числе – фортепианные сонаты. Шуман был восхищен музыкой двадцатилетнего юноши и в статье «Новые пути» предрек Брамсу славу одного из крупнейших композиторов XIX века. Масштаб и ясность формы в сонатах Брамса позволили Шуману назвать их «завуалированными симфониями».
Соната до мажор была опубликована как первое сочинение Брамса, хотя написана несколько позже остальных. Брамс хорошо знал классическое музыкальное наследие и уже в ранних сочинениях по-своему интерпретировал опыт мастеров прошлого. Мощные аккорды первых тактов напоминают о начале бетховенского «Хаммерклавира», меланхолический характер побочной партии и ее трансформации в разработке – о страницах музыки Шумана и Листа. Вторая часть – вариации на тему старинной немецкой колыбельной «Украдкою луна восходит». В нотах Брамс выписал подтекстовку и указание на то, как эта песня могла бы исполняться: фразе солирующего голоса отвечает хор. Третья часть – порывистое скерцо в бетховенском духе, а финал строится на остроумной метроритмической игре. Брамс объединяет цикл, используя сквозные мотивы: начальный мотив скерцо связан с завершающими тактами второй части, а основная тема финала – с началом первой.

Фредерик Шопен однажды признался в письме, что не понимает венские вальсы и не умеет их играть. В своих сочинениях он создал новые модели этого жанра. Вальсы № 1 и № 3 из 34-го опуса основаны на «блестящем» виртуозном стиле, модном в европейских салонах того времени. В вальсе № 2 танцевальное начало уходит на второй план, уступая место меланхолии и лирике.
Мазурки – самая многочисленная группа сочинений Шопена: их в наследии композитора более шестидесяти. Сохраняя некоторые особенности народной мазурки, Шопен использует их как отправную точку для собственной трактовки жанра, часто далекой от танцевальности. Три мазурки соч. 63 – последние из опубликованных при жизни Шопена. Первая, оживленная по характеру, еще сохраняет черты народного танца, вторая проникнута меланхолическим настроением, а в основе третьей – лирическая тема вокального типа, в репризе искусно излагаемая в виде канона.

Леонид Десятников – воспитанник Ленинградской консерватории, ученик одного из старейшин петербургской композиторской школы Бориса Арапова. Десятников – автор ряда опер («Бедная Лиза», «Дети Розенталя») и балетов, а также музыки к драматическим спектаклям и кинофильмам, в числе которых «Мишень» Александра Зельдовича. Действие фильма «Мишень» происходит в 2020 году в почти утопических декорациях. Впрочем, кинокритики отметили, что этот «футуристический мегаполис <...> – не идеальный город будущего, но идеальный город прошлого». Музыка Десятникова проникнута ностальгическим настроением. Оно слышится и в миниатюрном номере «Счастье», и в фокстроте, где звучит цитата из знаменитой песни начала XX века Tea for Two. Сюита «Отзвуки театра» (название отсылает к одноименной пьесе Роберта Шумана) составлена композитором из транскрипций собственной театральной музыки.

Седьмая соната – вторая в триаде «военных» фортепианных сонат Сергея Прокофьева, написанных в начале 1940-х. В сфере настроений этой сонаты нашли отражение впечатления от первых месяцев войны. Беспокойный характер главной темы первой части подчеркнут быстрым, но неровным движением и резкими аккордовыми ударами. Это настроение сохраняется и в побочной партии, хотя она выдержана в более спокойном духе и умеренном темпе. В разработке происходит стихийное нарастание напряжения – главная тема звучит еще более диссонантно и резко, а побочная трансформируется и приобретает зловещий характер. Короткая кода будто обрывается на полуслове. Контрастом к первой части звучит размеренная основная тема второй. Лирическое настроение нарушается в тревожном среднем разделе, кульминация которого – эпизод с колокольными звучаниями перед переходом к репризе. Финал сонаты написан в несимметричном размере 7/8. Стремительное «вечное движение» вкупе с острыми, диссонантными гармониями напоминает о ранних, «варварских» опытах Прокофьева в фортепианной музыке.
Владимир Хавров

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход