Санкт-Петербург, Концертный зал

От Ренессанса до Барокко


Первый концерт 37-го абонемента

ИСПОЛНИТЕЛИ:
Камерный хор Festino
Вокальный ансамбль Intrada
Дирижер – Питер Филлипс


В ПРОГРАММЕ:
Жак Мантуанский
Мотет Spem in alium

Джованни Палестрина
Месса Spem in alium

Иоганн Себастьян Бах
Мотет Lobet den Herrn, alle Heiden («Хвалите Господа, все народы»), BWV 230

Грегорио Аллегри
Мотет Miserere

Джованни Палестрина
Мотет Dum complerentur

Иероним Преториус
Магнификат пятого тона

Джованни Палестрина
Мотет Nunc dimittis («Ныне отпущаеши»)

Иоганн Себастьян Бах
Мотет Komm, Jesu, komm («Приди, Иисус, приди»), BWV 229

Томас Таллис
Мотет Spem in alium

 

О концерте

XV–XVII века - время расцвета европейской вокальной полифонии, когда сложнейшее вокальное многоголосие звучало не только под церковными сводами, но и в домах просвещенных горожан.
Одним из наиболее известных мастеров эпохи был Джованни Пьерлуиджи да Палестрина (1525–1594) – капельмейстер римского собора Святого Петра и Сикстинской капеллы. Именно ему Тридентский собор заказал написать пробную мессу, которая доказала бы возможность существования многоголосной музыки в церковном богослужении (считалось, что изысканная полифоническая техника наносила ущерб ясности молитвословия). Палестрина справился с этой задачей блестяще; еще при жизни композитора были изданы тринадцать томов его месс. Сложность полифонической техники Палестрины остается неосязаемой для слушателя благодаря ясности, благозвучию и мелодической пластичности его музыки. Во многих мессах использована распространенная тогда техника пародии, или точного цитирования чужого музыкального материала. Она применяется и в Мессе Spem in alium («Надежды на другого никогда я не имел», 1570), основанной на мотете на тот же текст Жака Мантуанского (1539).
В те же годы, что и месса Палестрины, на британских островах было создано одно из самых грандиозных хоровых сочинений всех времен и народов - 40-голосный мотет Spem in alium Томаса Таллиса. Правильнее было бы назвать его мотетом для восьми пятиголосных хоров. В мотете используется не только имитация, но и антифонный принцип, то есть попеременное чередование звучания хоровых групп, так возникают эффекты эха и вопроса-ответа. В финальной кульминации все сорок голосов звучат одновременно.
Также Палестрине принадлежит около 300 духовных мотетов, сочинений изысканного и сложного жанра вокальной многоголосной музыки, зародившего еще в XII веке. Одной из важнейших особенностей первых мотетов была политекстовость – в них одновременно звучали тексты на разных языках и разного содержания – светского и духовного.
Ренессансные мотеты уже писались на один литературный первоисточник на латинском языке, однако сохранилась неодновременность произнесения слов. По такому принципу построены мотеты Палестрины Nunc dimittis («Ныне отпущаеши») и Dum complerentur («При наступлении дня Троицы»), написанные на тексты Священного Писания.
В Германии эпохи барокко мотеты представляли собой вокальные или вокально-инструментальные произведения свободного полифонического стиля на немецкий текст.
Восемь баховских мотетов – кульминация в развитии жанра. Мастерское использование полифонических приемов позволяет называть их мотетными фугами. Таков восьмиголосный погребальный мотет с basso continuo «Komm, Jesu, Komm» («Приди, Иисусе»), созданный между 1724-м и 1731 годами. Бах использовал в нем первый и последний куплет поэмы лейпцигского поэта Пауля Тимиха. В мотете Lobet den Herrn alle Heiden («Хвалите Господа, все народы») звучат стихи 117-го псалма. Поскольку он был издан лишь в XIX веке и стилистически отличается от других баховских мотетов, его авторство оспаривается.
Иероним Преториус (1560–1629) – не путать со знаменитым однофамильцем Михаэлем Преториусом – немецкий композитор позднего Возрождения. Он одним из первых в Северной Европе начал использовать в духовных сочинениях многохорный стиль, зародившийся в венецианском соборе Святого Марка. В этом соборе могли стоять не только на клиросе, но и на трибунах по обе стороны алтаря, на балконах трансепта. Попеременное пение хоров, находящихся в разных сторонах храма, оказалось очень эффектным и вскоре вошло в моду, распространившись по всей Европе.
Среди сочинений Преториуса – Magnificat («Величит душа моя Господа»), песнопение католической вечерни, служившее кульминацией службы. До середины XV века Magnificat был одноголосным песнопением и распевался на один из восьми псалмовых тонов (мелодий-моделей). Позднее появились многоголосные обработки, в которых псалмовая мелодия использовалась в качестве композиционной основы – cantus firmus.
В Magnificat Преториуса четные стихи распеваются многоголосно, а нечетные – одноголосно. Эта техника называлась alternatim, что в переводе с латыни значит «по очереди», «попеременно».
Еще один шедевр ренессансной полифонии – Miserere mei, Deus Грегорио Аллегри, мотет на текст покаянного псалма («Помилуй мя, Боже»), исполнялся в Сикстинской капелле один раз в году на Страстной неделе. Партитура долгое время была недоступна, ноты Miserere, к которым имели доступ лишь музыканты капеллы, запрещалось копировать под страхом отлучения от Церкви. Запрет был нарушен, когда в 1770 году 14-летний Моцарт после посещения капеллы записал по памяти засекреченное произведение. От церкви его не отлучили, наоборот, Папа Климент XIV наградил гения рыцарским орденом Золотой шпоры.
Miserere исполняют два хора – четырех- и пятиголосный, один из которых поет григорианский хорал, а второй, отделенный от него пространственно, отвечает ему орнаментированным комментарием. После снятия запрета сочинение Аллегри стало одним из самых исполняемых хоровых произведений a cappella. Первая аудиозапись произведения была сделана лишь в 1963 году хором Королевского колледжа (Кембридж), а в этом году вышел диск, записанный хором Сикстинской капеллы.
Лейла Аббасова

Об исполнителях

Камерный хор Festino был основан в 2008 году и получил название в честь мадригальной комедии Адриано Банкьери Festino nella sera del Giovedì Grasso («Праздник широкой масленицы»).
Художественный руководитель и дирижер коллектива – Александра Макарова.
Хор исполняет музыку Ренессанса и барокко, сочинения современных композиторов, сотрудничает с российскими и европейскими ансамблями старинной музыки.
В 2012 году хор Festino участвовал в Первой открытой академии барочной оперы под руководством Эндрю Лоуренс-Кинга и Марко Бисли, а в 2014 году – в «Молот-фестивале» и фестивале современной музыки «От авангарда до наших дней». В том же году артисты Festino стали основными действующими лицами кукольного музыкального спектакля «Ленинградская сюита», посвященного 70-летию снятия блокады Ленинграда (детский театр «Куклы»).
Хор является приглашенным коллективом Большого драматического театра им. Г.А. Товстоногова, где участвует в спектакле «Что делать?» (режиссер Андрей Могучий, музыка Настасьи Хрущёвой).
В марте 2015 года состоялась премьера совместного спектакля театра ТРУ и хора Festino «Новый день» (музыка Настасьи Хрущёвой).
Коллектив получил Гран-при на Международном конкурсе хоров «Северное бельканто» в Санкт-Петербурге и I премию на Международном конкурсе хоров в Мильтенберге (Германия).


Вокальный ансамбль Intrada был основан в 2006 году по инициативе Екатерины Антоненко, ставшей его музыкальным руководителем. Коллектив специализируется на исполнении старинной музыки и выступает с такими дирижерами, как Владимир Юровский, Алексей Уткин, Александр Рудин, Кристофер Мулдс, Питер Филлипс, Федерико Мария Сарделли, Петер Нойман, Фридер Берниус.
В сентябре 2015 года ансамбль представил нашу страну на Фестивале искусств в Дрездене. Также коллектив участвовал в московском «Рождественском фестивале», фестивалях «Декабрьские вечера Святослава Рихтера», Earlymusic, «Посольские дары» и «Возвращение».
Ансамбль Intrada активно сотрудничает с ведущими российскими оркестрами. Совместно с Государственным академическим симфоническим оркестром России им. Е. Ф. Светланова под управлением Владимира Юровского музыканты исполнили фрагменты из оперы «Королева фей» Пёрселла и музыку к драме «Сон в летнюю ночь» Мендельсона, а совместно с Российским национальным оркестром – Нельсон-мессу Гайдна и Реквием Моцарта.
Также коллектив участвовал в концертном исполнении оперы Генделя «Геркулес» вместе с Анн Халленберг и Люси Кроу (дирижер Кристофер Мулдс, 2013), оперы «Орфей и Эвридика» Глюка в парижской версии 1774 года вместе с Колином Ли и Деборой Йорк (дирижер Уильям Лейси, 2014) и оперы «Альцина» Генделя вместе с Ингой Калной, Вивикой Жено, Патрисией Бардон и Бенджамином Хьюлеттом (дирижер Федерико Мария Сарделли, 2015).
В перекрестный год культуры Великобритании и России ансамбль Intrada и Питер Филлипс выступили инициаторами Фестиваля памяти сэра Джона Тавенера. Концерты фестиваля прошли в сентябре 2014 года в Рахманиновском и Большом залах Московской консерватории при участии ансамбля Tallis Scholars и сопрано Юлии Лежневой. В июне 2015 года коллектив исполнил все мотеты Баха под управлением Фридера Берниуса в Рахманиновском зале Московской консерватории.
Также ансамбль Intrada осуществил российские премьеры сочинений So you want to write a fuge Глена Гульда, Four2 Джона Кейджа, Lied Андрея Волконского и московскую премьеру сочинения Дэвида Лэнга «Страсти по девочке со спичками».
Записи концертов вокального ансамбля Intrada транслировались телеканалом «Культура», Радио России, радиостанциями «Орфей», «Свобода», «Говорит Москва» и «Голос России».

Возрастная категория 6+

24 октября 2015
От Ренессанса до Барокко
17 ноября 2015
6 января 2016
10 марта 2016
20 апреля 2016
12 мая 2016
Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход