Санкт-Петербург, Концертный зал

Виссарион Шебалин. «Укрощение строптивой»

опера в 4-х действиях (концертное исполнение)

Первый концерт 35-го абонемента

Либретто Абрама Гозенпуда по мотивам одноименной комедии Уильяма Шекспира

ИСПОЛНЯЮТ:
Катарина – Мария Соловьева
Баттиста – Андрей Серов
Бьянка – Маргарита Иванова
Петруччо – Ярослав Петряник
Люченцио – Илья Селиванов
Гортензио – Денис Беганский
Грумио – Антон Перминов
Кертис, Бьонделло – Дмитрий Колеушко
Портной – Владимир Бабокин

Ансамбль солистов Академии молодых оперных певцов Мариинского театра
Хормейстер – Павел Теплов

Музыкальный руководитель и ответственный концертмейстер – Лариса Гергиева
Дирижер – Заурбек Гугкаев

О концерте

«Укрощение строптивой» по комедии Уильяма Шекспира – единственная опера Виссариона Шебалина (1902–1963). Замысел сочинения родился, когда композитор жил в эвакуации в Свердловске. Сначала Шебалин хотел создать оперетту, но музыка оказалась слишком серьезной, и произведение было превращено в оперу. Либретто написал завлит Свердловского театра Музыкальной комедии Абрам Гозенпуд, впоследствии известный как автор фундаментальной энциклопедии «Русский оперный театр». Также Гозенпуд был литературоведом и переводчиком Шекспира. Однако, несмотря на хорошее знание первоисточника, в либретто он во многих сценах отошел от оригинала. Шебалин был доволен – после премьеры он отвечал на комплименты словами «там крепкое либретто».
В наследство от оперетты «Укрощение» получило ясность форм, легкость для восприятия и огромную роль сольных вокальных номеров – арий, ариозо, песен. Среди них – монолог Петруччио «Она меня за храбрость полюбила», пародирующий монолог Отелло «Она меня за муки полюбила».
На ход работы над оперой повлияли трагические события 1948 года. Только что получивший звание народного артиста, Шебалин был внезапно уволен с поста директора Московской консерватории и отстранен от преподавания. Пережив инсульт, он завершал партитуру левой рукой – правая была парализована. Несмотря на это, опера об итальянцах эпохи Возрождения полна оптимизма. О любви в ней поется весело, в духе «Обручения в монастыре» Прокофьева.
Тем временем в США появился основанный на той же комедии Шекспира мюзикл Кола Портера «Целуй меня, Кэт». В 1950-е годы, благодаря экранизации, он стал известен в СССР, и критика четко расставила акценты: «В то время как американские бизнесмены от искусства избрали бессмертную комедию Шекспира как средство для рекламы “джаза и американского образа жизни”, советский композитор прочел ее как гимн всепобеждающей любви. В то время как в комедии – даже на ее родине – обычно выдвигалось на первый план начало грубой мужской силы, своим физическим превосходством усмиряющей женское непокорство, советский оперный театр сумел показать поэтическую красоту самобытных и цельных человеческих характеров, равных в своих чувствах. “Там, где любви сияет свет, Владыки и рабыни нет!” – эту фразу из любовного признания Петруччио в финале оперы можно было бы поставить эпиграфом ко всему произведению Шебалина». В 1955 году Ансамбль советской оперы ВТО исполнил «Укрощение строптивой» в концертном варианте. Сценическая премьера состоялась 25 мая 1957 года в Куйбышеве. 6 августа того же года прошла премьера в Большом театре, и была сразу же сделана запись музыки. Началось победное шествие «Укрощения» по сценам советских театров. Среди исполнителей оперы Шебалина были Галина Вишневская, Тамара Милашкина, Евгений Кибкало, Артур Эйзен. В 1959 году произведение было поставлено на сцене Оперной студии Ленинградской консерватории.
Анна Булычёва

Возрастная категория 6+

13 октября 2015
Виссарион Шебалин. «Укрощение строптивой»
11 декабря 2015
27 января 2016
26 февраля 2016
24 марта 2016
10 апреля 2016
Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход