Санкт-Петербург, Концертный зал

Малер. Равель


ИСПОЛНИТЕЛИ:
Солист: Александр Торадзе
Симфоничекий оркестр Мариинского театра
Дирижер – Пааво Ярви


В ПРОГРАММЕ:
Морис Равель
Концерт для фортепиано с оркестром соль мажор

Густав Малер
Симфония № 7 ми минор


Два Концерта для фортепиано с оркестром Мориса Равеля (1875–1937) принадлежат к числу наиболее значительных произведений в этом жанре. Впервые обратившись к жанру концерта лишь в конце творческого пути, в 1929–1931 годах Равель увлекся поисками различных решений в рамках одного жанра. Работа проходила одновременно над двумя концертами. В этом Равель находил особый интерес.
Примечательно, что в процессе создания Первого концерта соль мажор композиционный план сочинения постоянно менялся. Известно, например, что сначала он предполагал завершить концерт пианиссимо и трелями, а на самом деле закончил его форте и октавами. Сам композитор так говорил про это произведение: «Это концерт в точном смысле этого слова в духе концертов Моцарта или Сен-Санса». По мнению Равеля, музыка произведения этого жанра «может быть веселой и блестящей; но не обязательно, чтобы она претендовала на глубину или драматизм».


Седьмая симфония, пожалуй, как ни одна другая симфония Густава Малера, картинна, как ни одна другая, апеллирует к зримым ассоциациям – будь то картины природы или живописные полотна. Этим диктуется изобретательная звукопись, достигающая подчас поразительных эффектов, близких, с одной стороны, искусству Рембрандта, а с другой, – живописи импрессионистов.
Первая часть – полное смятения, лихорадочно возбужденное Allegro. «Как из чрева земли, как будто содрогаясь от титанического напряжения, поднимается, словно отягощенная корнями, тема вступления первой части. Ее скованная мятежная энергия прорывается то в волевых маршевых ритмах, то в экстатических взлетах …» (Инна Барсова). Начавшись в самой мрачной тональности си минор, Allegro модулирует к светлому ми мажору – но это лишь остановка в пути. Впереди триптих средних частей, своеобразный картинный цикл внутри большого симфонического цикла.
Вторая часть – Nachtmusik, в замечательно чуткой интерпретации Ивана Соллертинского, «ноктюрн, дающий как бы перевод на язык музыки знаменитой картины Рембрандта “Ночной дозор”: на уснувших улицах города гулко отдаются шаги таинственного патруля, где-то вдали перекликаются приглушенные рога, испуганно кричат на черных ветвях потревоженные птицы…». Мерцание мажора-минора чудесным образом передает в звуках рембрандтовскую светотень.
Третья часть – скерцо, сопровожденное ремаркой Schattenhaft, что по-русски часто переводят как «игра теней». Это (в который раз у Малера!) – perрetuum mobile, символизирующий суетную круговерть уютного, но приземленного мещанского существования. В гротескном преломлении вальса – популярнейшего венского жанра – этот бюргерский уют оборачивается демонической пляской смерти.
Четвертая часть – вновь Nachtmusik, еще один ноктюрн, на этот раз инструментальная серенада, полная легкой иронии, едва отличимой от присущей Малеру влюбленности в «низкие» бытовые жанры. Серенада, разумеется, не может обойтись без традиционных инструментов уличных музыкантов – гитары и мандолины. Музыка Малера здесь образно перекликается с текстом песни из сборника «Волшебный рог мальчика». Эта песня называется «Ночные музыканты». Вот две строфы из нее в переводе Льва Гинзбурга:

По улицам ночным,
По переулкам спящим –
Четыре дурака –
Мы инструменты тащим.

Почувствовав в груди
Любовную истому,
Мы с музыкой своей
Бредем от дома к дому…

Пятая часть – Rondo-Finale, по словам Ивана Соллертинского, «в духе финала Пятой симфонии Бетховена или увертюры к “Мейстерзингерам” Вагнера – говорит о ликующем освободительном новом дне». Пауль Беккер, один из первых исследователей творчества Малера даже назвал финал Седьмой Tagesstuck («дневная музыка») в противовес «ночному» триптиху средних частей. В ликующей до-мажорной коде финала звучит главная тема первой части – апофеоз, венчающий симфонию.
Иосиф Райскин

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход