Санкт-Петербург, Концертный зал

Женитьба. Мавра

одноактные оперы (полусценическая версия)

«Женитьба» (полусценическая версия)
музыкальная комедия в 4-х сценах на неизменный текст комедии Н.В. Гоголя
Музыка Модеста Мусоргского

Подколесин – Денис Беганский
Кочкарев – Дмитрий Колеушко
Фекла – Елена Соммер
Лакей – Андрей Серов


«Мавра» (полусценическая версия)
опера-буффа
Музыка Игоря Стравинского
Либретто Бориса Кохно по поэме Александра Пушкина «Домик в Коломне»

Параша – Ирина Васильева
Соседка – Надежда Васильева
Мать – Надежда Сердюк
Гусар – Андрей Попов

Симфонический оркестр Мариинского театра
Дирижер – Павел Петренко


«Женитьба» (1868) – новаторская опера, созданная молодым Мусоргским в пику существующим традициям музыкального театра. В ней композитор использовал почти неизмененный текст пьесы Гоголя, поставив перед собой задачу воспроизведения в музыке «человеческой речи во всех ее тончайших изгибах». «Женитьба» не была завершена – Мусоргский написал только первый акт из первоначально запланированных трех, который, к тому же, остался неоркестрованным. Единственное прижизненное исполнение состоялось в кружке единомышленников-музыкантов, из которого родилась так называемая «Новая русская школа». Потрясенные «невероятной талантливостью» «Женитьбы», они, вместе с тем, усомнились в возможности представления ее на современной оперной сцене: рукопись сочинения пролежала в безвестности в недрах петербургской Публичной библиотеки вплоть до 1906 года, когда Римский-Корсаков посчитал обстановку созревшей для ее обнародования и стал готовить ее к печати. Первые концертные исполнения оперы под рояль состоялись лишь спустя сорок лет после ее написания, когда самого автора уже давно не было в живых.
«Женитьба» может заставить согласиться с теорией, что музыка произошла из разговорной речи, как стилизация ее естественных акцентов. Персонажи Мусоргского говорят в ней почти так же, как люди в повседневной жизни, и в то же время поют. Композитор точно переводит на музыкальный язык речевые интонации, доводя все их характерные черты до высшей художественной яркости. И подобно мольеровскому Журдену, пораженному открытием, что он всю жизнь говорил прозой, слушатель «Женитьбы» с удивлением убеждается, что он всю жизнь говорил речитативами! Поиски Мусоргским правдивого выражения интонаций человеческой речи, обусловившие обращение к прозаическому тексту, явились вполне закономерными: в литературе, с которой непосредственно связано оперное искусство, аналогичное стремление к простоте и естественности привело к переориентации на прозу еще в первой половине XIX века. В ближайшем окружении Мусоргского и одновременно с ним, в том же направлении работали Кюи («Вильям Ратклиф») и Даргомыжский («Каменный гость»). Но здесь, как и во всем, композитор оказался наиболее «продерзостным» (его собственное выражение): в отличие от старших современников, искания которых проходили все же в рамках опоэтизированных, овеянных романтикой сюжетов, традиционных для музыкальной сцены, Мусоргский обратился к сатире гоголевского «совершенно невероятного события». Можно себе представить, как должно было ошеломлять аудиторию того времени «выдвинутое» музыкой звучание таких «низких», кажущихся неприемлемыми для пения выражений, как «пес врет», «набитый дурак», «черт возьми» и им подобных, когда уже только упоминание будничных, прозаических предметов вроде ваксы, сапог, лавочки, воротничков, крахмала становилось источником веселья.
Аналитический метод письма, открытый в «Женитьбе», сыграл важную роль в формировании стиля композитора, однако значение этой оперы выходит далеко за рамки творчества Мусоргского. Именно она открыла харáктерную «гоголевскую» линию в музыкальном театре и многие последующие обращения к сатире Гоголя на оперной сцене не миновали ее влияния.
На сцене Мариинского театра «Женитьба» исполняется в оркестровке, выполненной по заказу Валерия Гергиева в 1991 году профессором Санкт-Петербургской консерватории, заслуженным деятелем искусств России Вячеславом Лаврентьевичем Наговициным. В. Л. Наговицин отдал немало сил наследию Мусоргского – именно он подготовил к исполнению первую оперу композитора «Саламбо», представив ее в двух различных оркестровых версиях (эти редакции неоднократно прозвучали в России и за рубежом). К инструментовке «Женитьбы» В. Л. Наговицин подошел творчески и не стал стилизовать Мусоргского: его целью было создание собственного, современного варианта, которым он стремился подчеркнуть и представить в самом выгодном свете новаторские вокальные находки композитора.
Надежда Кулыгина

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход