В программе:
Оливье Мессиан
«Вознесение», четыре симфонические медитации
Сергей Прокофьев
Концерт для скрипки с оркестром № 2 соль минор
Сергей Прокофьев
Концерт для фортепиано с оркестром № 3 до мажор
Второй концерт для скрипки с оркестром написан Сергеем Прокофьевым для французского скрипача Робера Соэтана, который прожил ровно 100 лет и 88 из них концертировал. Прокофьев вспоминал в «Автобиографии»: «Писался концерт в самых разных странах, отражая тем мою кочевую концертную жизнь: главная партия первой части написана в Париже, первая тема второй части – в Воронеже, инструментовка закончена в Баку, первое исполнение состоялось в декабре 1935 года в Мадриде». Композитор и скрипач вместе объездили с гастролями немало стран, включая Португалию, Марокко, Алжир и Тунис.
Кочевая жизнь не сказалась на цельности музыкальной композиции. Концерт написан в новом тогда для Прокофьева неоклассическом стиле, с явно выраженным стремлением к простоте и ясности. Оркестровка прозрачна, даже аскетична: первая часть открывается мелодией скрипки, лишенной всякого аккомпанемента. Романтическая вторая часть напоминает волшебные балетные Adagio Прокофьева. Виртуозный финал отличается энергией и юмором: в коде соло скрипки сопровождают… контрабасы и большой барабан. В конце этой части Прокофьев ввел кастаньеты – вероятно, подумав о приближавшейся мадридской премьере.
Анна Булычева
Через три года после отъезда за границу (в гастрольное турне, которое продлилось ни много, ни мало пятнадцать лет) тридцатилетний Сергей Прокофьев реализовал свой давнишний замысел – написать «очень пассажистый» фортепианный концерт, ставший его третьим произведением в этом жанре. Получив «отвратительную», по словам самого автора, оценку американской прессы, концерт, тем не менее, очень скоро стал одним в известнейших сочинений Прокофьева и коронным номером его многих концертных выступлений. Возможно, причина огромной популярности именно Третьего фортепианного концерта (1917–1921), кроется в том, что произведение было написано на пике творческого пути и совместило в себе «еще не остывший пыл юношеского темперамента... с наступающей зрелостью и мудростью» (Борис Асафьев). Стремительный поток проносящихся перед слушателем контрастных тем – напористых и задорных, искрящихся энергией и озорством, сочных и выпуклых до осязаемости – образует классически стройную композицию в трех идеально выстроенных по форме частей. Сторонник «новой простоты» в музыке, Прокофьев умудряется изложить все свои музыкальные выдумки с невероятным изяществом и лаконизмом: в концерте нет длиннот, общих мест, предсказуемых повторов, каждая музыкальная мысль словно помечена знаком Nota bene и заставляет с неустанным интересом внимать поворотам неисчерпаемой фантазии композитора.
Марина Иовлева