Санкт-Петербург, Концертный зал

Брамс

Солист – Ефим Бронфман (фортепиано)
Симфонический оркестр Мариинского театра
Дирижер – Валерий Гергиев

В программе:
Иоганнес Брамс
Концерт для фортепиано с оркестром № 2 си-бемоль мажор, соч. 83

Иоганнес Брамс
Симфония № 1 до минор, соч. 68

В годы, когда последователи Листа писали одночастные концерты, отбрасывая все, что казалось пережитком, бессмысленной данью традиции, Брамс придерживался классических канонов. Во всех своих концертах он сохранил в первой части две экспозиции – оркестровую и сольную, не сжимая форму, а наоборот, расширяя ее. Второй концерт для фортепиано с оркестром Брамса (1881) достигает вагнеровских масштабов, его характер можно определить любимым термином Брукнера feierlich (торжественно, празднично), а главная тема впоследствии по-новому зазвучала во Второй симфонии Малера.
Первая часть открывается темой в характере гимна: Брамс явно не считал, что человеческие переживания – единственный предмет, достойный искусства. Скерцо уникально: страстное, мятущееся, но с танцевальным фрагментом в средней части.
Медленная третья часть открывается и заканчивается соло виолончели. Эта мелодия позднее стала песней «Глубже все моя дремота». Финал начинается шуткой в манере Бетховена – не в основной тональности. Брамс сопроводил его ремаркой «грациозно», которая прежде появлялась у него только в скерцо. Официальная премьера концерта состоялась в Будапеште, неофициальная – чуть раньше в Майнингене, где Ганс фон Бюлов предоставлял Брамсу возможность проверять в живом звучании новые сочинения. Фортепианная техника Брамса отнюдь не стала проще, но приобрела недостающий блеск. В отличие от Первого, гораздо более сложный Второй концерт мгновенно обрел популярность, композитор десятки раз исполнял его на гастролях, меняясь с Бюловым местами за роялем и за дирижерским пультом.  

Симфониста в Брамсе разглядел Роберт Шуман, едва познакомившись с его фортепианными сонатами. Творить для оркестра – таково было завещание Шумана молодому коллеге. А Клара Шуман, когда-то побудившая своего гениального мужа обратиться к симфониям, теперь вдохновляла на работу в этом жанре Брамса (интересно, что у обоих композиторов их по четыре). В Первой симфонии Брамса (1862–1876) многое напоминает о Бетховене. Музыка движется «от мрака к свету», в ней чувствуется воля и готовность «схватить судьбу за глотку», а вся первая часть протекает в противоборстве верхнего и басового голосов. Вторая часть по примеру поздних сонат Гайдна и Третьего фортепианного концерта Бетховена написана в очень далекой от основой тональности, она как будто протекает в иной реальности. Третья часть – грациозное, женственное скерцо. Финал – одно из наивысших достижений Брамса, которым он справедливо гордился. Широкая мажорная тема из вступления вполне могла подсказать Малеру идею, что «симфония должна быть – как мир». Многоголосная главная тема звучит, подобно хоралу, местами напоминая бетховенскую тему «Оды к радости»: после борьбы в первой части в финале наступает долгожданное единение.
Симфония была издана Зимроком, и так хорошо, что Брамс написал издателю об их совместном творении: «Оно лежит на фортепиано и повергает всех в восторг и удивление; молодых композиторов мне приходится оберегать от его лицезрения, иначе вам присылали бы слишком много симфоний».  
Анна Булычева

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход