В программе:
Иоганнес Брамс
Концерт для фортепиано с оркестром № 2 си-бемоль мажор, соч. 83
Иоганнес Брамс
Симфония № 1 до минор, соч. 68
Симфониста в Брамсе разглядел Роберт Шуман, едва познакомившись с его фортепианными сонатами. Творить для оркестра – таково было завещание Шумана молодому коллеге. А Клара Шуман, когда-то побудившая своего гениального мужа обратиться к симфониям, теперь вдохновляла на работу в этом жанре Брамса (интересно, что у обоих композиторов их по четыре).
В Первой симфонии Брамса (1862–1876) многое напоминает о Бетховене. Музыка движется «от мрака к свету», в ней чувствуется воля и готовность «схватить судьбу за глотку», а вся первая часть протекает в противоборстве верхнего и басового голосов. Вторая часть по примеру поздних сонат Гайдна и Третьего фортепианного концерта Бетховена написана в очень далекой от основой тональности, она как будто протекает в иной реальности. Третья часть – грациозное, женственное скерцо. Финал – одно из наивысших достижений Брамса, которым он справедливо гордился. Широкая мажорная тема из вступления вполне могла подсказать Малеру идею, что «симфония должна быть – как мир». Многоголосная главная тема звучит, подобно хоралу, местами напоминая бетховенскую тему «Оды к радости»: после борьбы в первой части в финале наступает долгожданное единение.
Симфония была издана Зимроком, и так хорошо, что Брамс написал издателю об их совместном творении: «Оно лежит на фортепиано и повергает всех в восторг и удивление; молодых композиторов мне приходится оберегать от его лицезрения, иначе вам присылали бы слишком много симфоний».
Анна Булычева