Санкт-Петербург, Концертный зал

Мари-Пьер Лангламе (арфа) и солисты оркестра Мариинского театра


В преддверии фестиваля «Звезды белых ночей»

В программе концерта – произведения Клода Дебюсси, Андре Капле, Мориса Равеля

Исполняют: Мари-Пьер Лангламе (арфа), Денис Лупачев (флейта), Иван Столбов (кларнет), Кирилл Терентьев (скрипка), Антон Козьмин (скрипка), Юрий Афонькин (альт), Олег Сендецкий (виолончель)

В программе:
Клод Дебюсси. «Танец священный и танец мирской» для арфы и струнного квартета
Морис Равель. «Интродукция и allegro» для арфы, флейты и кларнета и струнного квартета
Андре Капле. «Фантастическая сказка» для арфы и струнного квартета
Клод Дебюсси. Рапсодия для кларнета. Переложение для арфы, флейты, кларнета и струнного квартета Сильвена Бласселя
Клод Дебюсси. Соната для арфы, флейты и альта
Клод Дебюсси. «Прелюдия к ''Послеполуденному отдыху фавна''». Переложение для арфы, флейты, кларнета и струнного квартета Сильвена Бласселя


На протяжении всего XIX столетия мастера, изготавливавшие арфы, бились над тем, чтобы сделать все богатства романтической гармонии доступными для этого инструмента. В самом конце века в парижской фирме «Плейель» вспомнили о том, что в эпоху Возрождения похожую проблему решали, снабжая арфы двумя рядами струн вместо одного. Очень быстро была сконструирована новая хроматическая арфа без педалей, на которой можно было исполнять практически всю фортепианную музыку того времени. По заказу фирмы «Плейель» Клод Дебюсси написал для этого ныне редкого инструмента «Танец священный и танец мирской» – тонко стилизованное сочинение, замечательное подлинно танцевальной пластикой. В оригинале арфе аккомпанирует струнный оркестр, но есть и переложение для квартета.

Не успел Дебюсси закончить «танцы», как конкурирующая парижская фирма «Эрар» сделала заказ Морису Равелю. И композитор создал одно из своих самых обаятельных камерных сочинений. В XIX веке композиторы-романтики написали немало произведений под названием «Интродукция и Allegro». И всегда это были блестящие, виртуозные пьесы для солиста с оркестром. Однако Равель обратился к сугубо камерному составу. Ему удалось продемонстрировать технические возможности арфы, избежав точек соприкосновения со стандартных виртуозным репертуаром, и написать нечто весьма утонченное – в характере инструмента.

Дирижер и композитор Андре Капле был на шестнадцать лет младше Дебюсси и в творчестве, случалось, шел вслед за мэтром. Он неоднократно исполнял произведения старшего коллеги, а Дебюсси, ценя его знания и практический опыт в инструментовке, доверил Капле оркестровать часть своей музыки к «Святому Себастьяну» д'Аннунцио.
Арфу Капле не раз использовал как аккомпанирующий инструмент в песнях и духовных сочинениях. А вскоре после того как Дебюсси написал «Танец священный и танец мирской», Капле также создал произведение для солирующей арфы с оркестром. Ею стала «Легенда» по «Маске красной смерти» Эдгара По (1908). В 1923 году композитор вернулся к ней, переработал для арфы и струнного квартета и заменил название на «Фантастическую сказку». Но жутковатые образы Эдгара По при этом никуда не исчезли.

Интерес Клода Дебюсси к кларнету как к солирующему инструменту пробудился в 1910 году, благодаря потомственному кларнетисту, профессору Парижской консерватории Просперу Мимару. По его просьбе в качестве конкурсного сочинения для консерватории была написана Рапсодия для кларнета и фортепиано.
Переложение для кларнета и струнного квартета принадлежит Сильвену Бласселю. В последние годы жизни Дебюсси создал ряд сонат. Среди них сочинение для трех инструментов, всегда игравших огромную роль в его оркестре – написанная летом 1915 года Соната для арфы, флейты, альта в трех частях (Пастораль, Интерлюдия и Финал). В ней словно оживают столь ценимые символистами античные образы, флейта напоминает о Пане и Сиринкс, арфа – о кифаре.
Античностью вдохновлено и произведение, которым молодой Дебюсси впервые заявил о себе как о мастере оркестровой композиции. Симфоническая прелюдия «Послеполуденный отдых фавна» (1894) вдохновлена стихотворением Стефана Малларме. Переложение для флейты, кларнета, арфы и струнного квартета принадлежит Сильвену Бласселю.
Анна Булычева

 

При содействии:

   

Год Франции и России

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход