Санкт-Петербург, Концертный зал

Щедрин


Шестой концерт 19-го абонемента

Концерт для виолончели с оркестром Sotto voce concerto
Концерт для фортепиано с оркестром № 4

Симфонический оркестр Мариинского театра

Борис Тищенко как-то сказал, что XX век в музыке закончился вместе со смертью Шостаковича. На это в одном из интервью Родион Щедрин возразил: «Я считаю, что и Тищенко, и другие современники, и я, наше творчество – ветви могучего древа русской музыки. Именно русской, с ее особой ментальностью, с ее особыми закономерностями». Это не просто громкое утверждение. К семидесяти восьми годам Щедрин – автор огромного количества сочинений и продолжает сочинять с юношеской энергией и энтузиазмом. Жизнь его охватывает целую эпоху – от Шостаковича и Свиридова, которые были его старшими современниками, до ровесников – Тищенко, Слонимского, Шнитке и нового поколения русских композиторов. Но, конечно, это не главное. Щедрин меньше всего похож на «живого классика» – живой и непринужденный, на интервью и пресс-конференциях он выглядит совсем молодым, по-детски простым и открытым человеком. Такой же является и его музыка – всегда яркая, живая и остроумная; «обаятельная», как обаятелен человек, открытый для всех и не создающий преград в общении. Он не старается писать сложно и далек от любого «головного» подхода, но простота его музыки не имеет ничего общего с примитивностью. Это простота здоровой творческой натуры; музыканта, который понимает свое призвание также, как понимали его композиторы в старые добрые времена, когда чтобы быть творцом не было необходимости создавать заумные концепции или насыщать музыку аллюзиями и отсылками ко всевозможным эпохам и стилям. И это простота человека щедро одаренного, который может, как Гайдн, опираться на предшественников и быть до остроты интересным. И как он – сочинять только на заказ, в любом предложенном жанре, и всегда – с удовольствием.

Заказы поступают и от самых известных персон, и от всевозможных организаций, захотевших иметь в своей копилке новый опус всемирно известного композитора. Часто инициаторами создания новых сочинений выступают и известные музыканты – по инициативе Ростроповича была создана опера «Лолита», по инициативе Лорина Мазеля – «Очарованный странник», есть и множество других подобных примеров.При такой востребованности не удивительно, что жизнь композитора всегда проходит в движении – постоянные гастроли, путешествия, и даже постоянных места жительства у композитора целых три – Москва, Мюнхен и Литва. Движение составляет и суть его музыки, которая основана на контрастах ритма и типов движения. Другими характерными чертами является яркое тембровое мышление и выраженная «русскость».

Сочинения Щедрина исполняются во всем мире и постоянно звучат в Москве и Петербурге. Мариинский театр – не последняя по значимости концертная площадка для композитора. Связи с ним начались еще в 1978 году, когда Юрий Темирканов, дирижировавший премьерой «Мертвых душ» на сцене Большого театра, перенес постановку на мариинскую сцену. Тогда в роли Чичикова с блеском выступил Сергей Лейферкус, и эта роль до сих пор является одной из лучших в его репертуаре. В текущем сезоне эта опера вновь прозвучала на сцене Мариинского театра – после почти 30-лет забвения, в течение которых она крайне редко исполнялась в России. В прошлом сезоне в театре с огромным успехом состоялась российская премьера оперы «Очарованный странник» и новая постановка балета «Конек-Горбунок» в хореографии Алексея Ратманского, в текущем сезоне – премьеры балетов «Анна Каренина» и «Кармен-сюита» также в хореографии Ратманского.

Екатерина Юсупова

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход