Санкт-Петербург, Концертный зал

Кремер. Бах. Мендельсон


Вечер органной музыки

Лео Кремер. Фантазия (импровизация на тему Ноктюрна из музыки к спектаклю «Сон в летнюю ночь» Ф. Мендельсона)
Иоганн Себастьян Бах. Контрапункты № 1, № 6, № 19 из «Искусства фуги»
Хорал Vor deinen Thron tret ich hiermit
Феликс Мендельсон. Прелюдии до минор, соль мажор и ре минор, соч. 37
Соната для органа № 6
Лео Кремер. Токката (импровизация на тему Скерцо из музыки к спектаклю «Сон в летнюю ночь» Ф. Мендельсона)

Немецкий органист, пианист и дирижер Лео Кремер (1944) принадлежит к числу тех редких музыкантов, которые являются носителями старой исполнительской традиции, берущей свое начало еще в XVII столетии. Одной из отличительных черт органного мастерства Лео Кремера является импровизация. Эта традиция сейчас практически отошла в прошлое и утратила свою значимость. Кремер – один из немногих музыкантов, кто продолжает развивать эту линию исполнительского искусства. В концертах с его участием практически всегда можно услышать импровизации на различные, как правило всем известные темы симфоний, опер, увертюр Гайдна, Моцарта, Бетховена, Шуберта, Мендельсона.

 

Орган – инструмент, которым Бах, подобно Генделю, владел в высшей степени совершенства. По своим выразительным возможностям он зачастую заменял ему одновременно оркестр, клавир и даже хор. Органные обработки протестантских хоралов – один из любимых жанров композитора. В общей сложности Бах написал свыше 150 хоральных обработок. Их большая часть заключена в нескольких сборниках, составленных самим композитором. В ранних опусах этого жанра Бах еще следует стилю, сформированному его предшественниками – Бёмом, Рейнкеном, Пахельбелем, Букстехуде. Для таких обработок характерны различные приемы фигурирования, «расцвечивания» мелодии. Более поздние обработки изобилуют имитационной разработкой, в особенности канонической, различными приемами контрастной полифонии. Часто его хоралы сопровождает облигатная педаль. Многие современники отмечали несравненное мастерство Баха в ее применении, когда он «играл ногами целые мелодии, каких другие органисты не в силах были бы исполнить и всеми пальцами обеих рук» (И. Форкель).

 

«Искусство фуги» И. С. Баха – последнее и одно из наиболее сложных и значительных произведений мастера (1749–1750). Композитор не успел завершить последнюю фугу цикла. В 1752 году, после смерти Баха цикл был издан его сыном – Карлом Филиппом Эммануэлем.
Бах записал цикл в партитуре, однако не указал, для какого конкретно инструмента, или группы инструментов, он предназначается – поэтому чаще всего его исполняют либо на фортепиано, либо на органе, однако существуют и оркестровые версии. Поставив своей задачей составить своего рода высшую школу контрапунктического мастерства, Бах назвал все фуги «контрапунктами», подчеркнув тем самым целостное единство всего цикла.
«Искусство фуги» – глубоко продуманное и логически выстроенное произведение. Фуги следуют одна за другой по принципу восхождения от простого к сложному. Контрапункт № 19, завершающий этот грандиозный цикл, – неоконченная фуга на четыре темы, в которой контрапунктическое мастерство Баха достигает своего максимума. Но на этом пике музыка ... обрывается. Таким образом, перед исполнителем всегда стоит вопрос – либо дописать фугу самому, либо остановиться на последней ноте, написанной Бахом.

 

Творческое наследие Мендельсона велико. Его перу принадлежат пять симфоний, шесть увертюр, два фортепианных концерта, знаменитый скрипичный, «Песни без слов», «Серьезные вариации», три оратории (последняя неокончена) – это лишь самые значительные произведения. В области органной музыки Мендельсоном написаны прелюдии и фуги, среди которых наиболее известны прелюдии и фуги соч. 37, а также шесть органных сонат соч. 65. Мендельсон очень часто выступал как органист, а первые опусы для этого инструмента были сочинены композитором еще в 12-летнем возрасте. В этой области своего творчества композитор опирался, в первую очередь, на баховские традиции, с музыкой которого молодого Мендельсона начал знакомить еще его педагог по композиции Карл Цельтер.

Павел Великанов

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход