Санкт-Петербург, Концертный зал

Массне. Элгар. Дебюсси


Жюль Массне. «Размышление» из оперы «Таис».
Эдуард Элгар. Концерт для скрипки с оркестром.
Клод Дебюсси. «Море»

Симфонический оркестр Мариинского театра

  Море дышит, лениво пробуждается, переливается нежными звуковыми красками, спокойно плещется;
беспредельность его ощущается в медлительном развертывании тем.
А. Альшванг

Концерт для скрипки с оркестром си минор был написан Эдуардом Элгаром в 1910 году по заказу Королевского филармонического общества в Лондоне. Однако первые наброски концерта были созданы композитором раньше, в 1905 году, после того как он прочитал интервью со знаменитым скрипачом Фрицом Крейслером, где тот очень лестно отзывался о самом Элгаре и его сочинениях. Крейслер и стал первым исполнителем этого сложнейшего концерта. Премьера состоялась 10 ноября 1910 года в Лондоне под управлением автора. Публика очень благожелательно встретила новое сочинение Элгара, несмотря на его сложность и большую протяженность. Концерт длится около 50 минут и требует от солиста огромного напряжения. Обучавшийся на скрипке и хорошо знавший этот инструмент, Элгар насытил свой концерт разнообразными виртуозными техническими приемами. Концерту предпослан эпиграф на испанском языке, взятый из романа «Жиль Блаз» Алена Рене Лесажа «Aqui está encerrada el alma de .....» («Здесь бережно хранится душа той …»). Это эпиграф – еще одна загадка Элгара, которых он оставил немало в своем творчестве. Сейчас исследователи полагают, что женщину, которой был посвящен концерт, звали Элис Стюарт-Уортли. Она была дочерью английского художника-прерафаэлита Джона Эверетта Милле и хорошей знакомой Элгара, который называл Элис «ветреница», в честь белого цветка, цветущего ранней весной.

 

Симфоническая сюита «Море» (1905) стала не только вершиной творчества Клода Дебюсси, но и шедевром-символом, как говорят сейчас – иконой стиля, названного музыкальным импрессионизмом. Художники-импрессионисты разработали новую технику живописи, основанную на игре разнообразных коротких мазков и отличающуюся особой трепетностью красочного слоя, а Клод Дебюсси создал свою, совершенно необычную звуковую ткань. В противовес классической музыке, где произведение опирается на четкое разделение рельефа и фона (аккомпанемента), французский композитор придумал смешать рельеф и фон в довольно кратких, но красочных фактурных звукообразах. Маленькие мелодии появляются и быстро исчезают, сменяясь другими такими же, определяя произведение не больше, чем пена на поверхности морских волн. Водная стихия становится идеальной метафорой стиля Дебюсси. Эти звуковые объекты позже Пьер Булез назовет «фактурными диагоналями», смешивающими классическое разделение на горизонталь (мелодии) и вертикаль (аккорды), и открывшими в музыке ХХ века темброво-сонористическое направление. Эффект, который получил Дебюсси – эфемерность, эскизность, одухотворенность каждого момента, стремление прочувствовать и прожить во всей полноте каждую деталь, каждый звук. С этим связано и авторское определение жанра «Моря» – симфонические эскизы. Надобность в выстроенной классической композиционной схеме отпадает: композитор относится к форме как к нитке жемчуга, нанизывая звукообразы один за одним.
Оркестровая партитура «Моря» – одна из сложнейших в мировом симфоническом репертуаре, услышать это произведение в живом исполнении является большой удачей.

Даниил Шутко

 

В рамках Года России – Франции 2010   Год Франции и России
Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход