Санкт-Петербург, Мариинский театр

Жизель


балет в 2-х действиях

X Международный фестиваль балета «Мариинский»

Балет Лионской оперы. Художественный руководитель балета – Йоргос Лукос

Исполнители

Возрастная категория 12+

Авторы и постановщики

Хореография Матса Эка
Музыка* Адольфа Адана
Хореография Матса Эка
Сценография и костюмы Мари-Луизы Экман
Свет Йоргена Янссона
Ассистенты хореографа – Ана Лагуна, Моника Менгарелли
Ассистент художника-постановщика – Педер Фреий
Ассистент художника по костюмам – Катрин Брестрём

Краткое содержание

Свою эпатирующую, парадоксальную и радикально модернистскую «Жизель» шведский хореограф Матс Эк поставил в 1982 году, и именно она принесла ему всемирную славу.

Это был первый из вывернутых им наизнанку классических балетов: далее последовали «Лебединое озеро» (1987) и «Спящая красавица» (1999), где Эк каждый раз предлагал экстремальные трактовки сюжетной схемы: «Спящая» у него – про девушку, подсевшую на наркотики (укололась – и впала в нечеловеческий сон); «Лебединое» – фрейдистская история про закомплексованного сына, властную мать и таких лебедей, которые похожи на настоящих птиц, оказавшихся на суше, а то и на свиту феи Карабосс. Но если в этих более поздних «версиях» от оригинала оставалась только музыка и предельно оголенный сюжетный каркас, то «Жизель» замечательна тем, что сквозь переосмысленный сюжет и сквозь новую танцевальную ткань явственно просвечивает оригинал, с которым все, привнесенное Эком, вступает в захватывающие и увлекательные художественные отношения.

Как же современный художник, трезвый, ироничный и несентиментальный, разворачивает фабулу романтического балета? Кем становится у него пейзанка Жизель, чистая сердцем и любящая? А вот кем: деревенской дурочкой в нескладно напяленном на голову берете. В конце первого акта она, как и полагается, сходит с ума, и потусторонний мир второго, «белого» акта, куда она попадает, – не что иное, как психиатрическая лечебница со своими виллисами – пациентками в белых больничных рубахах, и их повелительницей-сиделкой. Между тем в этом спектакле, поставленном средствами танца модерн, то есть в другой художественной системе, общий рисунок хореографии «Жизели» вполне узнаваем, и именно в этом узнавании кроется и обаяние, и чисто пластическое остроумие матс-эковской «Жизели».

Причем это не просто обильные цитаты: жестким гротеском остранен весь массив канонического текста «Жизели». Так что его хореография может читаться как перевод классической «Жизели» на другой пластический язык – перевод и пародийный, и гротескный, и необычайно динамичный – или же, если хотите, как ее интерпретация. Эк обращается с хореографическим текстом так, как режиссеры обращаются с текстами пьес.

Это не случайно. Эк – прежде всего человек театра, и танец для него – прежде всего часть театра. А балет – часть танца, причем достаточно специфическая. Эк вырос на стыке двух искусств: его мать – танцовщица и балетмейстер Биргит Кулберг, ученица великих Курта Йосса и Марты Грэхем, а отец – Андерс Эк, актер театра и кино, работавший с Бергманом. Сам же Матс, прежде чем обратиться к танцу – к танцу модерн, конечно! – занимался и театром марионеток, и драматическим театром, и ассистировал Бергману. С этим колоссальным культурным багажом он и подошел, уже зрелым художником, к классическому балету. И взглянул на него не просто извне, но с позиции искусства более широкого, у которого гораздо больше художественных прав.

Эк ставил свою «Жизель» в своей шведской труппе «Кулберг-балле» на непревзойденную Ану Лагуну, блестящую танцовщицу и выдающуюся актрису, которая позволяла здесь вспомнить и о Чаплине, и о Джульетте Мазине. Однако балетная составляющая матс-эковской «Жизели» дает возможность ставить этот спектакль с другими исполнителями и в других труппах. На этот раз мы увидим ее в исполнении балета Лионского оперного театра.

Инна Скляревская

 
Гастроли проводятся в рамках Года России – Франции 2010 при поддержке Министерства культуры Российской Федерации
  Год Франции и России
 
 
Посольство Франции в России   Французский культурный центр в Москве   Французский институт в Санкт-Петербурге   Челябинское концертное объединение
 
 

Продолжительность спектакля 1 час 50 минут
Спектакль идет с одним антрактом

 

Спектакль был поставлен для труппы Куллберг-балет в 1982 году
22 марта 2009 года спектакль вошел в репертуар Балета Лионской оперы

 

*В спектакле звучит запись «Жизели» Адана, сделанная оркестром Оперы Монте-Карло под управлением Ричарда Бонинга и изданная компанией Decca-Record. Матс Эк предпочел запись живому исполнению ради сохранения в балете мельчайших нюансов ритмического рисунка, на котором он построил свою хореографию. Таким образом, использование фонограммы позволяет танцовщикам каждый раз работать в одинаковом темпе.


Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход

Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)