Санкт-Петербург, Концертный зал

Сольный концерт Сергея Бабаяна (фортепиано)


Арво Пярт. «К Алине»
Оливье Мессиан. «Первое причастие Девы Марии» из цикла «Двадцать взглядов на младенца Иисуса»
Владимир Рябов. Фантазия до минор памяти М. В. Юдиной
Иоганн Себастьян Бах. «Гольдберг-вариации»

Судьба эстонского композитора Арво Пярта очень характерна для его времени. Он начал писать в 1960-х, подражая композиторам-авангардистам, работавшим в серийной технике. В 70-е в поисках своего стиля Пярт на несколько лет отошел от композиторской деятельности, серьезно занявшись изучением средневекового многоголосия. Этот период добровольного молчания закончился в 1976 году, когда Арво Пярт написал свои первые пьесы в новой изобретенной им технике «тинтиннабули» (от лат. «колокольчики»), суть которой заключается в стремлении к максимальной простоте музыкального языка и опоре на терцовые созвучия. Сам композитор выразительно охарактеризовал эту манеру письма как «бегство в добровольную бедность».
После эмиграции из Советского Союза в 1980 году Арво Пярт пишет почти исключительно духовную музыку (предназначенную, впрочем, для концертного исполнения).
Небольшая фортепианная миниатюра «К Алине», написанная в 1975 году, открывает как раз того Пярта, которым он является сейчас – композитора с богатым духовным опытом и аскетичной манерой письма, очень тонкого и точного в подаче музыкального материала. Герой фильма «24 прелюдии к одной фуге» после исполнения этой пьесы заметил, что ноты здесь, «как два нейтральных человека, что сходятся и расходятся болезненно». Не случайно музыка «К Алине» звучит и в художественном фильме Андрея Звягинцева «Изгнание».
Светлана Никитина

 

Владимир Рябов родился в Челябинске в 1950 году. Обучался в Московской консерватории и институте им. Гнесиных, где занимался в классе Арама Хачатуряна. До 1981 года преподавал в Ленинградской и Свердловской консерваториях. Много выступает как пианист в России и за ее пределами (Австрия, Италия, Германия, Франция). В 1991 году стал лауреатом I Международного конкурса композиторов имени С. С. Прокофьева. В настоящее время живёт в Москве и Хельсинки.
Владимир Рябов является автором большого числа сочинений различных жанров: духовных, камерно-инструментальных, оркестровых, хоровых и, естественно, фортепианных. Стиль Рябова необычен для современной музыки. По словам самого композитора, это «единый стиль широкого спектра», где сплетаются фольклорная, духовная и неоромантическая тенденции. Именно этот сплав, совсем не свойственный композиторам второй половины XX века, позволил сказать Хачатуряну о своем ученике: «Музыка Владимира Рябова необычайно красива. В его произведениях – редкое сочетание философской глубины и страстной, почти романтической эмоциональности».

 

Цикл «Двадцать взглядов на младенца Иисуса» создан Оливье Мессианом в самом конце войны – в 1944 году, после нацистского плена и двух лет в концентрационном лагере.
Произведение было сочинено очень быстро – с 23 марта по 8 сентября – и посвящено французской пианистке Ивонн Лорио, которая стала первой исполнительницей цикла. В дальнейшем Лорио его исполняла более 50 раз. О больших трудностях, которые ставит перед пианистом это произведение, говорит тот факт, что с момента премьеры лишь немногие из исполнителей решались включать его в свой репертуар целиком.
Каждая из двадцати пьес цикла снабжена заглавием и отдельным комментарием, облегчающим слушателю понимание музыки и проникновение в ее мистически-религиозную сущность.
Главная тема цикла – рождение Христа. Композитор раскрывает ее в виде двадцати медитаций-взглядов. Действующими лицами здесь становятся персонажи, сопутствовавшие Рождеству (Бог в трех лицах – I, V, X; Богоматерь – IV, XI; ангелы-хранители – XIV; пастухи, волхвы и пророки – XVI), нематериальные понятия (высота – VIII, время – IX, тишина – XVII), а также символы, открывающие и завершающие земную жизнь Христа (звезда – II, крест – VII). Оставшиеся шесть пьес показывают: Бога-Творца – VI, Человека – III, Слово  XII, Рожденного – XIII, Бога в Евхаристии – XV и Бога, принявшего человеческую природу – XVIII. Гигантская кода, венчающая цикл (XX взгляд) – это образ человеческой любви и благодарности за дарованную благодать познания, искупления и спасения.
«Двадцать взглядов на младенца Иисуса» – произведение огромное, но имеющее в своей основе строжайшую организацию и внутреннюю логику. В этом цикле композитор сумел объединить мудрость и техническое мастерство с ярким чувством прекрасного, о котором столь часто забывают в XX веке.

 

«Гольдберг-вариации» Иоганна Себастьяна Баха состоят из арии и тридцати вариаций и входят в четвертый том так называемых Klavierübung («Клавирных упражнений»). История возникновения этого цикла необычна. Он получил свое название в честь Гольдберга, клавесиниста, работавшего у графа Кайзерлинга, покровителя Баха; граф занимал пост русского посланника при Дрезденском дворе. Именно он помог Баху получить звание придворного композитора. Граф Кайзерлинг страдал бессонницей, и поэтому обратился с просьбой к Баху, чтобы тот сочинил несколько разнохарактерных клавирных пьес, и Гольдберг, играя их на клавесине, тем самым развлекал бы графа в его бессонные ночи. Бах выполнил просьбу, сочинив цикл вариаций, которым впоследствии было дано имя их первого исполнителя.
Тема «Гольдберг-вариаций» взята из «Клавирной книжки» Анны Магдалены Бах. Она представляет собой сарабанду на мотив Bist du bei mir («Когда бываешь ты со мною»). Пьеса к тому моменту уже существовала десять лет, прежде чем Бах решил взять ее за основу своего нового вариационного цикла.
Из всех произведений композитора ни одно так не приближается к современному фортепианному стилю. В особенности это становится заметно по предпоследней и предшествующей ей вариации, которые непредвзятый слушатель, даже по внешнему виду нот, отнес бы к поздним фортепианным сочинениям Бетховена. В рукописи цикла содержится авторская ремарка, что он предназначен для исполнения на клавесине с двумя мануалами. «Гольдберг-вариации» содержат в себе огромные смысловые и технические трудности и включать это произведение в программы целиком решаются лишь немногие пианисты.
Павел Великанов

Возрастная категория 6+

Доменико Скарлатти. Соната К. 198 ми минор (Allegro). Исп.:  Сергей Бабаян. Записано и выпущено Pro-Piano Records. Все права защищены.
Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход