Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром.
Симфония N 4" name="description" /> Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром.
Симфония N 4" name="keywords" /> Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром.
Симфония N 4" />
Санкт-Петербург, Концертный зал

Шедевры Чайковского
"Ромео и Джульетта", увертюра-фантазия.
Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром.
Симфония N 4


Увертюра-фантазия "Ромео и Джульетта" – одно из первых значительных сочинений Чайковского в области симфонической музыки (уже написаны Первая симфония и "Фатум", впереди Вторая симфония и Первый фортепианный концерт). Идея создать произведение на давно излюбленный композиторами шекспировский сюжет была подсказана Чайковскому Балакиревым – представителем "враждебной" петербургской школы, но по тем временам достаточно тесно общавшимся с композитором и даже в определенной мере направлявшим его работу над этим сочинением. Судя по переписке Чайковского с Балакиревым, процесс создания "Ромео и Джульетты" был непростым. Первый вариант увертюры, датирующийся 1869 годом, не совсем удовлетворил композитора и за ним последовали еще две редакции: вторая в 1870 году и третья – в 1880. Но вот парадокс – сложная история создания сочинения практически не "просматривается" в конечном результате. Музыка увертюры скорее могла бы вызвать мысль о спонтанном порыве вдохновения, нежели о многолетней мучительной работе. Напряженная драматическая фабула, которая раскрывается условиях предельно лаконичной формы, и типично "чайковская" красота главных тем делают "Ромео и Джульетту" одним из самых замечательных и любимых слушателями симфонических сочинений.
Четвертая симфония, создававшаяся в течение нескольких месяцев 1877 года, – сочинение совсем иного характера. Это сложное симфоническоеполотно, над интерпретацией которого не одно десятилетие ломают копья музыковеды. Главную загадку слушателям загадал сам композитор, оставивший подробную программу сочинения. Эта программа, достаточно детально описывающая происходящие в музыке события, наталкивает на мысль, что Четвертая симфония Чайковского – еще одна вариация на извечную бетховенскую тему о борьбе с судьбой и преодолении личных страданий через растворение во всеобщем. Здесь присутствует и вторгающаяся в лирические моменты "тема рока", и оптимистический финал с цитированием народной песни "Во поле береза стояла". Роль этой песни в фабуле симфонии композитор описал следующими словами: "Если ты в самом себе не находишь мотивов для радостей, смотри на других людей. Ступай в народ".
Но действительно ли все так просто? Вспомним, что зачастую результат творческой работы оказывается на порядок сложнее и интереснее сопутствующих ей интеллектуальных выкладок. Чайковский, как и все гении не дает однозначных решений: голос враждебной внешней силы, как-будто персонифицированный в "теме рока", зачастую звучит как порождение внутреннего мира героя, а "торжествующий" финал почему-то навевает мысли о двусмысленном оптимизме финалов Шостаковича.
Спустя год после создания Четвертой симфонии Чайковский пишет "Вариации на тему рококо" для солирующей виолончели с оркестром. Это сочинение не несет в себе и следа мятежных настроений Четвертой симфонии. Ранняя ласточка неоклассицизма, еще не отягощенного иронией и потому солнечно прекрасного, "Вариации на тему рококо" – пожалуй, один из самых светлых опусов композитора. Впрочем, его появление отнюдь не было случайным и должно рассматриваться в одном ключе с другими "неоклассическими" сочинениями Чайковского – симфонической сюитой "Моцартиана" (1887) и интермедией "Искренность пастушки" из оперы "Пиковая дама". "Вариации на тему рококо" – также замечательный образец виолончельной литературы, прекрасно демонстрирующий богатые выразительные возможности этого инструмента.
Екатерина Юсупова

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход