Андрей Кончаловский


Режиссер-постановщик

• Народный артист России (1980)
• Лауреат Государственной премии России (1990)
• Лауреат Государственной премии Казахстана (1972)

Андрей Кончаловский (Михалков-Кончаловский) родился в 1937 году в Москве. В 1957–1959 годах учился в Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского (класс фортепиано Льва Оборина). В 1965-м окончил режиссерский факультет ВГИКа (мастерская Михаила Ромма). В 1961 году курсовая короткометражка Кончаловского «Мальчик и голубь» получила приз «Бронзовый лев святого Марка» Венецианского кинофестиваля. Дипломная работа – «Первый учитель» (1965) по мотивам повести Чингиза Айтматова – была удостоена специальной премии жюри на Международном фестивале молодых кинематографистов в Йере (Франция) и других наград, а исполнительница главной роли Наталья Аринбасарова получила приз «Кубок Вольпи» Венецианского кинофестиваля.

Был соавтором сценариев фильмов Андрея Тарковского «Каток и скрипка» (1960; короткометражный), «Иваново детство» (1962) и «Андрей Рублёв» (1966; изначальное название – «Страсти по Андрею»). Снял кинокартины «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж» (1966, вышла на экраны в 1988; призы «Ника» за лучшую режиссуру и сценарий), «Дворянское гнездо» (1969), «Дядя Ваня» (1970; приз «Серебряная раковина» Международного кинофестиваля в Сан-Себастьяне, серебряная медаль Миланского кинофестиваля), «Романс о влюбленных» (1974; приз «Хрустальный глобус» Международного кинофестиваля в Карловых Варах), «Сибириада» (4 серии, 1977–1978; специальные призы Каннского и Хьюстонского международных кинофестивалей). Написал сценарии к фильмам «Ташкент – город хлебный» Шухрата Аббасова (1968), «Песнь о Маншук» Мажита Бегалина (1969), «Конец атамана» Шакена Айманова (1970), «Седьмая пуля» Али Хамраева (1972), «Лютый» Толомуша Океева (1973), «Раба любви» Никиты Михалкова (1975), «Транссибирский экспресс» Эльдора Уразбаева (1977) и др.

С 1980 года работал в США, где снял кинокартины «Любовники Марии» (1984; по мотивам повести Андрея Платонова «Река Потудань»), «Поезд-беглец» (1985; по сценарию Акиры Куросавы; три номинации на «Оскар», номинация на каннскую «Золотую пальмовую ветвь»), «Дуэт для солистки» (1986), «Застенчивые люди» (1987), «Гомер и Эдди» (1989; приз «Золотая раковина» Международного кинофестиваля в Сан-Себастьяне), «Танго и Кэш» (1989).

В начале 1990-х вернулся в Россию. Создал кинофильмы «Ближний круг» (1991; совместно с американскими и итальянскими кинематографистами), «Курочка Ряба» (1994; совместно с французскими кинематографистами), а также телефильм «Одиссея» (1997; премия «Эмми» за лучшую режиссуру мини-сериала и лучшие спецэффекты) для канала NBC. В XXI веке снял игровые кинокартины «Дом дураков» (2002; специальный приз жюри «Серебряный лев» и премия ЮНИСЕФ Венецианского кинофестиваля), «Глянец» (2007), «Щелкунчик и Крысиный Король» (2010), «Рай» (2016; приз «Серебряный лев» Венецианского кинофестиваля, три премии «Ника» и три премии «Золотой орел»), «Грех» (2018), «Дорогие товарищи!» (2020; специальный приз жюри Венецианского кинофестиваля, премия «Золотой орел», четыре премии «Ника»), телефильм «Лев зимой» (2003), документально-игровую кинокартину «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» (2014; приз «Серебряный лев»), несколько документальных фильмов, в том числе посвященных Прокофьеву, Рахманинову, Скрябину, Стравинскому, Шостаковичу и Софроницкому (цикл «Гении», 2003–2007).

Андрей Кончаловский также работает как театральный режиссер. Он поставил драматические спектакли «Чайка» в парижском театре Одеон (1987) и Театре им. Моссовета (2004), «Мисс Жюли» – по пьесе Стриндберга «Фрёкен Жюли» – в Театре на Малой Бронной (2005), «Король Лир» в варшавском Театре на Воли (2006); «Дядя Ваня» (2009), «Три сестры» (2012) и «Вишневый сад» (2016) в Театре им. Моссовета; «Укрощение строптивой» в неаполитанском театре Сан-Фердинандо (2013) и Театре им. Моссовета (2022), «Эдип в Колоне» в театре Олимпико (Виченца, 2014) и БДТ им. Г. А. Товстоногова (2018), «Сцены из супружеской жизни» – по мотивам одноименного фильма Ингмара Бергмана – в Неаполе (2018) и МХАТе им. М. Горького (2019), «Амадей» в Италии (2019); оперы «Евгений Онегин» (1985) и «Пиковая дама» (1990) в Ла Скала, «Война и мир» в Метрополитен-опере (2002), «Борис Годунов» в туринском театре Реджо (2010), рок-оперу «Преступление и наказание» Эдуарда Артемьева в Московском театре мюзикла (2016), оперу «Отелло» Верди в Московском музыкальном театре им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко (2019).

В Мариинском театре осуществил постановку оперы Прокофьева «Война и мир» (2000) и оперы Верди «Бал-маскарад» (премьера с участием солистов, хора и оркестра Мариинского театра под руководством Валерия Гергиева состоялась 31 января 2001 года в рамках Фестиваля Верди в Парме).

Автор книг «Низкие истины», «Возвышающий обман», «Низкие истины. 7 лет спустя», «9 глав о кино и т. д.», Scomode verità («Неудобная правда»), а также «Белая сирень» (в соавторстве с Юрием Нагибиным) и «На трибуне реакционера» (в соавторстве с Владимиром Пастуховым).

Член Общественной палаты РФ (2010–2012). Академик (с 2002) и президент (с 2013) Российской академии кинематографических искусств «Ника».
Информация на май 2022 года

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход