В МАРИИНСКИЙ ТЕАТР ВСЕЙ СЕМЬЕЙ — 1 (утро)

Семейное посещение театра – это прекрасная традиция, даже если дети уже давно выросли. В абонементах «В Мариинский театр всей семьей» собраны шедевры мировой оперной и балетной классики. Эти спектакли придутся по вкусу и искушенным театралам, и юным зрителям, которые только начинают свое знакомство с волшебным миром театра. Все спектакли идут в выходные дни в дневное время, а значит, собрать семью вместе будет намного проще, чем может показаться.

29 сентября воскресенье
27 октября воскресенье
1 декабря воскресенье
12 января воскресенье
15 марта воскресенье
19 апреля воскресенье
В МАРИИНСКИЙ ТЕАТР ВСЕЙ СЕМЬЕЙ — 2 (утро)

Семейное посещение театра – это прекрасная традиция, даже если дети уже давно выросли. В абонементах «В Мариинский театр всей семьей» собраны шедевры мировой оперной и балетной классики. Эти спектакли придутся по вкусу и искушенным театралам, и юным зрителям, которые только начинают свое знакомство с волшебным миром театра. Все спектакли идут в выходные дни в дневное время, а значит, собрать семью вместе будет намного проще, чем может показаться.

22 сентября воскресенье
13 октября воскресенье
24 ноября воскресенье
22 декабря воскресенье
26 января воскресенье
1 марта воскресенье
В МАРИИНСКИЙ ТЕАТР ВСЕЙ СЕМЬЕЙ — 3 (утро)

Семейное посещение театра – это прекрасная традиция, даже если дети уже давно выросли. В абонементах «В Мариинский театр всей семьей» собраны шедевры мировой оперной и балетной классики. Эти спектакли придутся по вкусу и искушенным театралам, и юным зрителям, которые только начинают свое знакомство с волшебным миром театра. Все спектакли идут в выходные дни в дневное время, а значит, собрать семью вместе будет намного проще, чем может показаться.

6 октября воскресенье
3 ноября воскресенье
15 декабря воскресенье
12 января воскресенье
В МАРИИНСКИЙ ТЕАТР ВСЕЙ СЕМЬЕЙ — 4 (субботний)

Семейное посещение театра – это прекрасная традиция, даже если дети уже давно выросли. В абонементах «В Мариинский театр всей семьей» собраны шедевры мировой оперной и балетной классики. Эти спектакли придутся по вкусу и искушенным театралам, и юным зрителям, которые только начинают свое знакомство с волшебным миром театра. Все спектакли идут в выходные дни в дневное время, а значит, собрать семью вместе будет намного проще, чем может показаться.

28 сентября суббота
19 октября суббота
23 ноября суббота
7 декабря суббота
11 января суббота
1 февраля суббота
ТЕАТР НА ЧАС (одноактные спектакли для детей)

Для многих юных зрителей знакомство с музыкальным театром, да и театром вообще, начнется с этого сезона. Чтобы первые визиты запомнились ребенку надолго и оставили в его памяти только яркие впечатления и положительные эмоции, выбор лучше остановить на спектаклях с несложными для детского восприятия сюжетами и длительностью не более часа. Именно по такому принципу составлен абонемент «Театр на час». При этом он включает и симфонический концерт, и оперу, и балет. Первый «час» – прокофьевский. Помимо «Классической симфонии» – остроумной стилизации «под венскую классику», – прозвучит музыкальная сказка «Петя и волк», знакомящая детей с инструментами симфонического оркестра. «Соловей» – это первая опера Стравинского; ее либретто написано по мотивам сказки Андерсена. Китайский колорит сказки воспроизведен в волшебно красивой постановке на исторической сцене театра. Третий, последний акт знаменитого балета Чайковского и Петипа «Спящая красавица» – самый пышный и самый эффектный: на свадьбу к главным героям, принцессе Авроре и принцу Дезире, приходят многочисленные гости – персонажи сказок. «Директор театра» – опера-зингшпиль, то есть опера с разговорными диалогами, облегчающими восприятие этого сатирического спектакля про театральное закулисье. Кроме оригинальной музыки, созданной Моцартом специально для зингшпиля, в постановку включены великолепные концертные арии австрийского гения. Наконец, последний «час» вновь посвящен танцу; «Барышня и хулиган» – балет на музыку Шостаковича по мотивам киносценария Маяковского, рассказывающий о преображающей силе любви. И зингшпиль, и хореографическую новеллу исполняют ведущие солисты мариинской труппы.

6 октября воскресенье
14 декабря суббота
26 января воскресенье
ВОСКРЕСЕНЬЕ В МАРИИНСКОМ

Абонемент № 6 – для тех, чей выходной всегда выпадает на воскресенье. Все спектакли – дневные; половина постановок – оперные, половина – балетные. Оперная часть включает в себя классическую итальянскую – «Мадам Баттерфлай» Пуччини – и две русские оперы: лирическую одноактную «Иоланту» Чайковского и пространную оперу-былину «Садко» Римского-Корсакова. Режиссерские решения оперных постановок разнятся по стилю. Японскую трагедию о прекрасной Чио-Чио-сан по прозвищу Баттерфлай и историю о прозревшей дочери короля Рене Иоланте в Мариинском театре поставил Мариуш Трелиньский. Экспрессивные и иногда провокационные работы польского режиссера лишены стремления к историческим реконструкциям. «Садко» поставлен Алексеем Степанюком как традиционный костюмный спектакль с великолепными декорациями по эскизам Константина Коровина.
В балетную часть абонемента вошли «Корсар», «Анна Каренина» и «Щелкунчик». «Корсар» – детище множества авторов, приложивших руку к остросюжетной истории про пиратов; в Петербурге балет получил огранку великого Петипа. «Анна Каренина» – балет Алексея Ратманского на музыку Родиона Щедрина. Роман Толстого превращен хореографом в танцевальную драму с сохранением стилистики литературной первоосновы. «Щелкунчик», посетить который обладатели абонемента смогут в предновогоднее время, – «тот самый» классический балет на музыку Чайковского, не сходящий с мариинской сцены уже более 80 лет. На сцену поднимутся учащиеся и студенты Академии русского балета им. А. Я. Вагановой.

22 сентября воскресенье
13 октября воскресенье
17 ноября воскресенье
22 декабря воскресенье
9 февраля воскресенье
8 марта воскресенье
МАРИИНСКИЙ NEXT

Новый абонемент NEXT Мариинский театр адресует подросткам, приглашая их прийти уже не столько с родителями, сколько с друзьями. NEXT дает возможность побывать во всех трех залах, отправиться и на симфонический концерт, и на оперу, и на балет, причем из репертуара выбраны произведения, наиболее созвучные этому возрасту. Балет «Ромео и Джульетта» нарративен и красочен, как кинофильм: история первой любви, страсти, счастья и отчаяния проживается артистами на сцене «до полной гибели всерьез» под обжигающую музыку Прокофьева. Наоборот, для игры в любовь, для галантных приключений версальских кавалеров и дам в балете «Парк» знаменитый современный хореограф Анжелен Прельжокаж подобрал кокетливую и хрупкую музыку Моцарта, а ироничные «садовники-чистильщики» в этом парке действуют у него под скрежещущие электронные композиции. Тот же диалог старого и нового очевиден в балете «Времена года». Молодой хореограф и танцовщик труппы Мариинского Илья Живой выбрал для своей поэмы о зарождении и расцвете чувств знакомые всем до ноты концерты Вивальди. Но звучат они в ироничной версии модного сегодня донельзя композитора Макса Рихтера.
Действие одноактной оперы Чайковского «Иоланта» в постановке известного польского режиссера Мариуша Трелиньского также приближено к современности. Слепая принцесса и ее прекрасный рыцарь-освободитель, заставивший героиню прозреть, – герои не столько сказки, сколько притчи о силе веры и любви. Совсем другой, «готический» колорит – в опере Бриттена «Поворот винта». 13-летний Майлз (его поет не взрослый певец, а ученик хорового училища, мальчик с высоким, еще не ломавшимся голосом) и его сестра Флора вступают в контакт с духами умерших. Это опера-триллер, опера дурных предчувствий и мучительных подозрений.
Поскольку главный язык оперных спектаклей – музыка, абонемент начинается с практического занятия, позволяющего понять, как устроен симфонический оркестр. Произведение Бриттена «Путеводитель по оркестру для молодежи» было написано композитором для документального фильма «Инструменты оркестра». В бриттеновских вариациях на тему Пёрселла каждая группа инструментов играет начальную тему по очереди, в разных тембровых комбинациях: отличный способ, разглядывая инструменты, запомнить их голоса и понять, как они комбинируются в группы. Той же завораживающей процедуре подвергает тему танца французский композитор Морис Равель в своем «Болеро».
Комментировать происходящее будет харизматичный Сергей Шнуров, уже вошедший во вкус приобщения новой аудитории Мариинского к сокровищам классического репертуара.

1 ноября пятница
5 декабря четверг
4 февраля вторник
5 марта четверг
10 апреля пятница
ЧАЙКОВСКИЙ

Любовь к музыке Чайковского в России передается из поколения в поколение. Мелодии из балетных адажио, фразы из оперных арий, став крылатыми выражениями, входят в русский культурный код. Абонемент «Чайковский» собрал в один цикл разноплановые спектакли. Проверенные временем балетные шедевры «Лебединое озеро» и «Спящая красавица» в хореографии Мариуса Петипа, Льва Иванова, Константина Сергеева оттеняет экстравагантный, гораздо более гофмановский, чем у Петипа, «Щелкунчик» Кирилла Симонова, оформленный художником Михаилом Шемякиным. Опера «Мазепа» – также спектакль художника. Театр возобновил зрелищную сценографию Ильи Шлепянова (1952) – мастера, виртуозно умевшего заполнить весь объем сцены живописными городами и богатыми теремами. Не сходит со сцены уже 30 с лишним лет «Евгений Онегин» Юрия Темирканова в сценографии Игоря Иванова, зрители преданно любят эту постановку за эстетический консерватизм и верность композиторскому замыслу. Совсем иначе смотрится опера «Чародейка», вернувшаяся в репертуар в 2018 году. Знаменитый британский режиссер Дэвид Паунтни перенес ее действие из XVII века во времена Чайковского и несколько сместил акценты, приблизив вдовушку Куму (Чародейку) и влюбившихся в нее отца и сына – Князя и Княжича – к героям Достоевского.

17 сентября вторник
1 ноября пятница
1 декабря воскресенье
23 января четверг
22 февраля суббота
31 марта вторник
РИМСКИЙ-КОРСАКОВ – 175

Юбилей Римского-Корсакова дал театру хороший повод добавить в афишу такой раритет, как опера-балет «Млада». В большой волшебной опере, сочиненной Римским-Корсаковым в качестве «славянского ответа» тетралогии Вагнера, языческие силы добра и зла ведут борьбу за душу главного героя в песнях и танцах, хорах и сложных ансамблях. К Вагнеру отсылают и многочисленные сюжетные параллели: прóклятое кольцо, финальный катаклизм с грозой, потопом и триумфальным шествием богов по облакам. Но также очевидно, что злые волшебники, мудрые жрецы, князья и княжны «Млады» – прямые наследники музыкальных героев «Руслана и Людмилы» Глинки. «Млада» исполняется в концерте, и это отличный способ разглядеть в поднятой и ярко освещенной оркестровой яме все диковинные видовые инструменты, добавленные падким на новые тембры композитором. Абонемент дает возможность сравнить разноплановые постановки опер Римского-Корсакова. На одном полюсе – «музейный» «Садко», в оформлении которого воспроизведены декорации и костюмы Константина Коровина 1920 года; на другом полюсе – радикальный режиссерский «Китеж» Дмитрия Чернякова (2001), где смешаны эпохи, а герои предстают нашими современниками. Воссозданная «Псковитянка» классика большого стиля, художника Федора Федоровского дополнена в прошлом сезоне прологом – одноактной оперой «Боярыня Вера Шелога», приквелом, который композитор дописал спустя четверть века. Программу балетного вечера составили знаменитые одноактные балеты, прогремевшие в антрепризе Сергея Дягилева. «Шехеразада» на музыку симфонической сюиты Римского-Корсакова поразила парижан в 1910 году варварским буйством страстей и красок, тем, что ироничные критики в России назвали «русским Таити». «Аполлон» Стравинского демонстрирует, к чему пришел Дягилев спустя 18 лет – к прозрачной эстетской неоклассике, лучшими творцами которой оказались Игорь Стравинский и Джордж Баланчин.

19 января воскресенье
6 февраля четверг
6 марта пятница
13 апреля понедельник
ОПЕРЫ-СКАЗКИ РИМСКОГО-КОРСАКОВА

Главные любители сказок, конечно, дети, однако оперы-сказки Римского-Корсакова – вовсе не детская музыка. Это оперы крупного формата, с богатым и сложным музыкальным языком; в них есть и глубокий философский смысл, и злободневные аллюзии. Тем не менее абонемент, собравший четыре оперы главного русского композитора-сказочника, вполне подойдет для семейного похода в Мариинский театр. Ребенок, читавший сказки Пушкина и русские былины, с радостью узнает их героев на оперной сцене. Все спектакли абонемента, кроме «Кащея Бессмертного», поставлены в традициях пышного декоративного спектакля с прекрасными костюмами и сценическими эффектами. «Садко» идет в постановке 1993 года, осуществленной на основе спектакля 1920 года с декорациями и костюмами по эскизам Константина Коровина. В «Сказке о царе Салтане» использованы эскизы Ивана Билибина. Чрезвычайно красочен гротескный «Золотой петушок» в постановке Анны Матисон. Особняком стоит «Кащей Бессмертный»: мрачную «осеннюю сказочку», премьеру юбилейного для композитора сезона 2018–2019, Вячеслав Стародубцев срежиссировал в духе современного экспериментального театра. Спектакли, вошедшие в  «сказочный» абонемент, охватывают все три сценические площадки Мариинского: историческую сцену, Новую сцену и Концертный зал.

6 октября воскресенье
24 ноября воскресенье
11 января суббота
1 марта воскресенье
ПРОКОФЬЕВ

Имя Сергея Прокофьева – одно из главных в афише Мариинского театра. Сегодня на исторической и новой сценах театра идут почти все его оперы и балеты. Композитору блестяще удавались самые разнообразные жанры – в этом можно убедиться, посетив спектакли абонемента, где психологический накал речитативной оперы по Достоевскому («Игрок») соседствует с зажигательным юмором оперы-буффа XX века («Обручение в монастыре») и историческим эпосом («Война и мир»).
«Ромео и Джульетта» – одна из визитных карточек Прокофьева и всего русского балета. Спектакль, в котором блистала великолепная Галина Уланова, в Мариинском и сегодня сохраняет каноническую хореографию Леонида Лавровского. С «Каменного цветка», последнего балета Прокофьева, который композитору так и не довелось увидеть на сцене, в 1957 году началась карьера легендарного хореографа Юрия Григоровича. Возобновленный в Мариинском театре 2016 году, этот спектакль пользуется неизменным успехом.
«Блудный сын», включенный в программу вечера одноактных балетов, стал последним спектаклем «Русского балета» Дягилева и одной из первых успешных работ Джорджа Баланчина. Для Прокофьева же эта партитура с ее ясным и простым музыкальным языком знаменовала переход от «варварских» и урбанистических мотивов к новой простоте. Диалог с Баланчиным ведут хореографы нашего времени, чьи балеты на музыку Прокофьева (в этом случае изначально не балетную, но всегда танцевальную) идут в один вечер с «Блудным сыном».

5 октября суббота
10 декабря вторник
18 февраля вторник
26 марта четверг
19 апреля воскресенье
ПЕТИПА

Сочинения Мариуса Петипа – это золотой фонд классического наследия театров всего мира. Созданные хореографом для петербургской труппы «Баядерка», «Спящая красавица» и «Раймонда» – большие балеты, которые сюжетной канвой объединили классические ансамбли, красочные характерные танцы, зрелищные жанровые сцены и пантомиму. Эти спектакли стали вершиной балетного искусства XIX столетия, и до сих пор для публики всего мира они остаются неизменным магнитом, а для артистов – экзаменом на профессионализм и актерское мастерство. «Лебединое озеро» и  «Пробуждение Флоры» Петипа создал совместно с хореографом Львом Ивановым. Если в «Лебедином озере» известны авторы каждой из сцен, то в  «Пробуждении Флоры» сейчас не определить, кто что сочинял, но спектакли не выглядят мозаикой: хоть и созданные двумя мастерами, они выдержаны в единой стилистике парадного балета XIX века. «Жизель» появилась в мировом репертуаре еще до того, как Мариус Петипа стал хореографом, однако благодаря великому французу и петербуржцу она сохранилась: Петипа отредактировал шедевр, пересмотрел танцы и композицию второго акта, и именно в его версии «Жизель» получила второе рождение. Так же и с «Пахитой». Изначально Мариус Петипа лишь перенес на петербургскую сцену французский спектакль, а затем переработал его, украсив сюжетный балет своей излюбленной чисто танцевальной формой гран-па, в которой петербургские балерины блистали мастерством и виртуозностью.

27 сентября пятница
19 октября суббота
9 ноября суббота
29 января среда
1 апреля среда
БАЛЕТНАЯ КЛАССИКА

Программу абонемента составили спектакли золотого фонда классики XIX века – сочиненные Мариусом Петипа «Раймонда», «Лебединое озеро» (совместно с Львом Ивановым) и сохранившаяся благодаря ему «Жизель» (Петипа отредактировал шедевр, пересмотрел танцы и композицию второго акта, и именно в его версии – созданный еще до того, как Мариус Петипа стал хореографом, – спектакль получил второе рождение). Шедевры наследия рубежа XIX–ХХ веков в программе абонемента представляет «Дон Кихот», поставленный Александром Горским по мотивам спектакля Мариуса Петипа. Классика ленинградского балета ХХ века представлена «Спартаком» Леонида Якобсона. А перекличка эпох, XIX и XXI столетий, отразилась в «Пахите». Изначально Мариус Петипа перенес на петербургскую сцену французский спектакль, затем переработал его, украсив сюжетный балет своей излюбленной чисто танцевальной формой гран-па, в которой петербургские балерины блистали мастерством и виртуозностью. Так случилось, что до сего дня из спектакля Петипа сохранилось только гран-па, и его, как шикарный антикварный бриллиант, вписали в контекст нового балета «Пахита», поставленного Юрием Смекаловым.

11 сентября среда
18 октября пятница
27 ноября среда
17 декабря вторник
4 февраля вторник
24 марта вторник
ВЕРШИНЫ БАЛЕТА XX ВЕКА

Этот абонемент представляет многообразие балетного ХХ века. «Бахчисарайский фонтан» и «Ромео и Джульетта» – шедевры драмбалета, главного направления советской хореографии 1930–1940-х, ценившего литературоцентризм и крепкую режиссуру. И «Барышня и хулиган» – спектакль-наследник тех традиций, прочно владевших умами советских хореографов. Созданная в середине века в Англии «Сильвия» скроена по другим меркам: это оммаж сказочным феериям Петипа, спектакль, где, как и у Петипа, основные события – не в сюжетных перипетиях, а в танце. Чистый танец господствует в «Драгоценностях». Это образец бессюжетного балета, симфонической хореографии, идея которой хоть и зародилась в России, но получила развитие на Западе. «Легенда о любви» и «Ленинградская симфония» – блестящие попытки советских хореографов 1960-х найти баланс драматизма сюжета и богатства его танцевального наполнения, попытки преодолеть давление драмбалета и сделать шаг в сторону симфонического танца.

2 ноября суббота
15 декабря воскресенье
27 марта пятница
29 апреля среда
20 мая среда
В ЧЕСТЬ ВЕЛИКИХ ТАНЦОВЩИКОВ XX ВЕКА

В Мариинском (Кировском) театре начиналась звездная карьера целой плеяды великих танцовщиков, определивших векторы развития мужского классического танца минувшего столетия. На заре ХХ века о выразительности виртуозного мужского танца заставил говорить Вацлав Нижинский. Первых профессиональных высот он достиг на сцене Мариинского, однако международную славу обрел на Западе, в антрепризе Дягилева. Фокинская «Шехеразада», в которой Нижинский покорил Европу, и скандально известная «Весна священная», поставленная им в труппе Дягилева, – в программе абонемента. Самым ярким лирическим танцовщиком ленинградской сцены 1930–1950-х годов был Константин Сергеев. Первый исполнитель, создатель партии Ромео, своим дуэтом с Галиной Улановой он вписал балет «Ромео и Джульетта» в золотой фонд легенд балета ХХ века. Творческим антиподом Сергеева в Кировском театре был темпераментный и харизматичный Вахтанг Чабукиани. В 1941 году он стал одним из создателей новой редакции балета «Баядерка». Этот спектакль, в котором до сих пор сохраняется сложившаяся тогда композиция и исполняются поставленные Чабукиани (лучшим Солором своего поколения) мужские вариации, посвящен в программе абонемента ему. «Спящая красавица» будет дана в честь Юрия Соловьева, поражавшего воображение зрителей 1960–1970-х высотой и легкостью прыжка в партиях Голубой птицы и принца Дезире. «Дон Кихот» воздаст честь Рудольфу Нурееву, уже в первые годы карьеры зарекомендовавшему себя искрометным Базилем, а потом поставившему свой коронный спектакль на многих сценах мира. Поводом выразить восхищение необыкновенным талантом Михаила Барышникова станет показ балета Push Comes to Shove, изначально поставленного специально на Барышникова, и спектакля «Юноша и смерть», в котором артист имел огромный успех на Западе.

18 сентября среда
8 октября вторник
8 ноября пятница
28 января вторник
23 февраля воскресенье
МАСТЕРСКАЯ МОЛОДЫХ ХОРЕОГРАФОВ

В течение нескольких лет в Мариинском театре существует проект «Творческая мастерская молодых хореографов». Нацеленный на поиск талантов и новых пластических идей, он дает начинающим сочинителям полную свободу в выборе музыки, стилистики, пластики и состава исполнителей. В соответствии с изначальной установкой руководства балетной труппы лучшие из работ, представленных в рамках мастерской, включаются в репертуар театра. «Балет № 2» и «Павловск» Максима Петрова пришли в афишу Мариинского именно таким путем. Результатом доверия регулярным участникам проекта стали «Времена года» Ильи Живого, «Дивертисмент короля» Максима Петрова, «Ярославна. Затмение» Владимира Варнавы и «Медный всадник», воссоздающий контуры спектакля середины прошлого века в постановке Ростислава Захарова и включающий новую хореографию Юрия Смекалова. А свидетелем рождения новых сочинений 2020 года можно будет стать, посетив мастерскую сезона 2019–2020.

ОТ ПЕТИПА ДО НАШИХ ДНЕЙ

Программа абонемента – хрестоматия по истории балета конца XIX – конца XX столетия. «Лебединое озеро» Мариуса Петипа и Льва Иванова – воплощение традиций академического балета XIX века. «Дон Кихот» – предпринятая в начале ХХ столетия Александром Горским успешная попытка «оживить» спектакль старшего мэтра и привычный для постановок Петипа симметричный кордебалет превратить в играющую, переживающую толпу. «Сильвия» Фредерика Аштона – воплощение традиций русской классики английским хореографом середины ХХ века. «Серенада» Джорджа Баланчина (входящая в «Вечер американской хореографии») – спектакль уже следующей эстетической эпохи. Это пример бессюжетного балета, симфонического танца, идея которого стала генеральной линией западного балета ХХ столетия. «Каменный цветок» Юрия Григоровича – классика советского балета, спектакль, в котором сюжетная основа нашла разнообразное танцевальное воплощение. А «В ночи» – золотой фонд американской хореографии, отнюдь не стремившейся к четкому формулированию сюжетов. «Парк» Анжелена Прельжокажа и Push Comes to Shove Твайлы Тарп – сочинения хореографов-модернистов конца века, созданные для классических танцовщиков и, несомненно, обогатившие их танцевальный язык. Таким образом, программа абонемента позволяет проследить эволюцию искусства балета на протяжении столетия и представляет все многообразие его идей.

22 сентября воскресенье
24 октября четверг
14 декабря суббота
15 февраля суббота
18 апреля суббота
ОПЕРА VS БАЛЕТ

Литературные герои, оказываясь на оперной и балетной сцене, ведут себя порой совершенно по-разному. Абонемент «Опера vs балет» сталкивает друг с другом произведения с общим литературным родителем. Одной из пар «оппонентов» предстанут опера Александра Бородина «Князь Игорь» и балет «Ярославна. Затмение», поставленный современным хореографом Владимиром Варнавой на музыку ленинградского классика Бориса Тищенко. В основе обоих сочинений – древнерусский эпос «Слово о полку Игореве». Комическая кутерьма, описанная в комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь», присутствует и в неоклассицистском балете Баланчина на музыку Мендельсона, и в опере Бриттена, которую изобретательно поставила в Мариинском Клаудиа Шолти. Опера Бизе «Кармен» и балет «Кармен-сюита» состоят в более сложных отношениях. Родион Щедрин, делая транскрипцию оперных арий и ансамблей для балета, который для Майи Плисецкой ставил кубинский хореограф Альберто Алонсо, не только переоркестровал их для струнных и впечатляющей команды ударных инструментов, но и создал в целом другую музыкальную драматургию. Так что для внимательного зрителя и слушателя спектакли «Кармен» и «Кармен-сюита» – отличный музыкальный квест: как было и чем стало.

18 октября пятница
22 января среда
21 февраля пятница
9 апреля четверг
6 мая среда
ВАГНЕР

Вагнер принадлежит к числу «приоритетных» композиторов Мариинского театра; афиша театра с каждым годом включает в себя все больше вагнеровских музыкальных драм. Абонемент охватывает хронологически крайние точки наследия великого композитора-мифотворца: он начинается «Летучим голландцем», первой зрелой оперой немецкого мастера, а заканчивается «Парсифалем» – торжественной сценической мистерией, которой Вагнер завершил свой путь художника и мыслителя. Постановки отвечают духу вагнеровского театра с его эпичностью, размахом и мощью; во всех составах намечены лучшие вагнеровские голоса мариинской труппы, в том числе Елена Стихина, Евгений Никитин, Михаил Векуа, Сергей Скороходов и др. В «Лоэнгрине» и «Парсифале» использованы сценические разработки выдающегося украинского художника Евгения Лысыка; его великолепные объемные декорации до сих пор обладают большой художественной силой. Романтическая опера «Лоэнгрин» не сходит со сцены уже 20 лет; грандиозный «Парсифаль» в постановке британского режиссера Тони Палмера появился в репертуаре в 1997 году, но исполнялся нечасто – и после большого перерыва был возобновлен в 2018-м. Премьера «Тангейзера» (режиссер Вячеслав Стародубцев) – одно из главных событий фестиваля «Звезды белых ночей» 2019 года. Впервые для вагнеровской постановки была использована сцена Концертного зала.

12 ноября вторник
18 января суббота
28 февраля пятница
4 апреля суббота
ШТРАУС

Далеко не каждый оперный театр даже мирового уровня может похвастаться операми Рихарда Штрауса в своем репертуаре: их постановки требуют огромных исполнительских ресурсов. Это сложный музыкальный театр ХХ века, оперы с роскошным оркестровым колоритом и головокружительными вокальными партиями. Либретто для «Электры» и «Женщины без тени» (равно как и для комической оперы «Кавалер розы», сюита из которой вошла в концертную программу абонемента) написал австрийский драматург эпохи Fin de siècle Гуго фон Гофмансталь. Оба спектакля в Мариинском театре поставил британский режиссер Джонатан Кент; он рассматривает оперы Штрауса как символистские драмы, полные аллюзий и скрытых смыслов. Одноактная «Саломея» появилась в афише Мариинского театра в 2017 году и сразу была признана одной из самых удачных работ театра последних лет. Режиссер Марат Гацалов изъял сюжет из исторического контекста; получилась история, которая происходит «всегда и везде». С титульной роли в «Саломее» начался стремительный взлет в карьере Елены Стихиной; она же заявлена в абонементном спектакле. После «Саломеи» любители Рихарда Штрауса услышат Стихину в партии Императрицы в чрезвычайно редко исполняемой «Женщине без тени». Абонемент завершается концертом, где прозвучат скорбные «Метаморфозы» (1943), сюита из «Кавалера розы» и изумительно красивые «Четыре последние песни» Штрауса, которыми мастер прощался с миром, предчувствуя скорый конец своей длинной и плодотворной жизни.

19 ноября вторник
15 января среда
28 января вторник
26 февраля среда
ПУЧЧИНИ

Оперы Джакомо Пуччини не сходят со сцены: их любит публика во всех частях света. В абонементе из сочинений последнего классика итальянской оперы представлены лучшие его творения: от «Богемы», с премьеры которой началась международная слава композитора, до «Турандот», венчающей его земной путь.
Пуччини – лирик по темпераменту и человек театра по профессиональной склонности, он умеет сделать так, чтобы зрителю некогда было скучать. «Богема» (1896), «Тоска» (1900) и «Мадам Баттерфлай» (1904), созданные в сотрудничестве с либреттистами Луиджи Илликой и Джузеппе Джакозой, скроены по драматургической формуле «от света к мраку», у всех трех опер душераздирающая концовка. В поздних операх Пуччини усложняет музыкальный язык, экспериментирует с жанрами, смыслами. Вестерн «Девушка с Запада» (1910) и комедия «Джанни Скикки», наиболее популярная часть его «Триптиха» (1918), были написаны для нью-йоркского театра Метрополитен-опера. Наконец, «Турандот» (1926), последняя опера Пуччини, созданная по мотивам китайской трагикомической сказки Карло Гоцци, завершает долгую традицию монументальных, костюмных и мелодичных опер. В Мариинском театре она исполняется с традиционным финалом Франко Альфано.

2 октября среда
8 ноября пятница
3 декабря вторник
18 января суббота
27 февраля четверг
20 марта пятница
МОЦАРТ

Музыкальный театр Моцарта – кульминация и завершение оперной традиции XVIII века. Не произведя, подобно Глюку, революции в опере, он подытожил весь путь ее развития в эпоху классицизма. Композитор работал во всех оперных жанрах своего времени: в его наследии есть и зингшпили, и оперы-сериа и буффа, и «веселые драмы»; лучшие из них до сих пор не сходят со сцены. Все зрелые оперы Моцарта сегодня звучат в Мариинском театре – на сцене и в концертном исполнении. Абонемент открывает завершившая путь Моцарта «Волшебная флейта», которую можно рекомендовать и взрослым, и юным слушателям. В триаде спектаклей на либретто Лоренцо Да Понте «опера всех опер» – «Дон Жуан» – соседствует с комедиями, превращенными Моцартом в философские притчи: «Так поступают все» и «Свадьбой Фигаро». Музыка Моцарта в цикле представлена не только в оперном жанре: в репертуаре оркестра и хора – величественный Реквием, последнее сочинение композитора, оставшееся незавершенным. В балете «Парк» фрагменты из инструментальных произведений Моцарта чередуются с электронными композициями.

13 сентября пятница
17 октября четверг
7 ноября четверг
8 января среда
14 февраля пятница
15 марта воскресенье
МИРОВЫЕ ПРЕМЬЕРЫ МАРИИНСКОГО ТЕАТРА

Для каждого человека важно место его появления на свет; для «биографии» любой оперы или балета столь же важно, в каком именно театре началась его сценическая жизнь. Абонемент № 23 составили спектакли, чьи мировые премьеры прошли в Мариинском театре. Опера и балет в абонементе представлены в равных долях; хронологические рамки премьер – от 1862-го («Сила судьбы») до 2013-го («Левша»). В балетную часть вошли два классических произведения: «Щелкунчик» и «Раймонда». Оба связаны с именем великого хореографа Мариуса Петипа. Балет-феерия «Щелкунчик» был поставлен в 1934 году по сценарию Петипа и с опорой на балетную традицию XIX века Василием Вайноненом; вот уже много десятилетий этот рождественско-новогодний бестселлер не сходит с мариинской сцены. «Раймонда» – один из последних больших балетов Петипа и первый балетный опыт композитора Александра Глазунова. Русскую балетную традицию в советскую эпоху продолжил Сергей Прокофьев: в Кировском театре накануне Великой Отечественной войны состоялась легендарная премьера полной версии «Ромео и Джульетты» с Галиной Улановой. Оперная часть абонемента открывается «Силой судьбы»: она была заказана Дирекцией Императорских театров знаменитому итальянскому маэстро Джузеппе Верди для нового сезона. Русская оперная классика представлена в абонементе «Борисом Годуновым». Монументальная и мрачная народная музыкальная драма Мусоргского, поначалу не получившая одобрения у театрального комитета, была все же поставлена в Мариинском в 1874 году – благодаря горячей поддержке, оказанной ведущими артистическими силами театра. Нынешний «Борис Годунов» – одна из самых впечатляющих постановок, идущих на исторической сцене Мариинского. В абонемент входит и современная опера в современном театре: «Левша» был написан Родионом Щедриным к открытию Мариинского-2.

19 сентября четверг
27 октября воскресенье
21 ноября четверг
18 декабря среда
21 января вторник
25 февраля вторник
РУССКАЯ КЛАССИКА

Сервантес, Шекспир, Пушкин, Лесков сильно удивились бы, если б увидели своих героев поющими и танцующими. Но их никто не спрашивал: премьеры опер и балетов по их произведениям случились через много лет после их смерти. Спектакли, входящие в программу абонемента, родились на русской сцене, силами русских артистов, и сюжеты мировой литературы в музыкально-танцевальном воплощении составили золотой фонд русского музыкального театра. Даже средневековая рыцарская легенда о графине Раймонде, положенная на язык танца французом Петипа, а музыкально представленная русским композитором Глазуновым, стала принадлежностью исключительно русского классического наследия. Для зрителя особое удовольствие – видеть, как трансформируются и преображаются знакомые сюжеты и тексты, став вокальными строчками или пластическими комбинациями. Как придуманные либреттистами герои взаимодействуют с оригинальными, как договаривает музыка несказанное и утаенное – то, в чем боятся себе признаться герои, и, может быть, то, что на сцене опасно облекать в слова.

26 сентября четверг
22 октября вторник
8 декабря воскресенье
10 января пятница
26 февраля среда
ЕВРОПЕЙСКАЯ ОПЕРНАЯ КЛАССИКА

У всех опер, включенных в абонемент, – репутация классических образцов жанра и высокий рейтинг популярности: эти названия часто мелькают на афишах оперных театров всего мира. Под название «Европейская оперная классика» попали, что не удивительно, представительницы самой авторитетной оперной традиции — итальянской.
Здесь бессмертный «Дон Жуан» (1787) Моцарта, вобравший в себя черты серьезной и комической итальянской оперы и сделавшийся недостижимым образцом для будущих поколений композиторов (известно, с каким обожанием относился к музыке Моцарта Петр Ильич Чайковский и как боготворил именно «Дон Жуана»). Эпоха бельканто представлена упоительным «Севильским цирюльником» (1816) Джоаккино Россини, а творчество Верди, чьи оперы одухотворены бунтарством Рисорджименто, – оперой «Дон Карлос» (1867/1883), которая в Мариинском театре идет в четырехактной версии на итальянском языке. Из сочинений веристов в абонемент вошли мелодрама «Адриана Лекуврёр» Франческо Чилеа и две оперы Пуччини: ранняя «Богема» (1896) и незавершенная «Турандот» (1926).

27 октября воскресенье
20 ноября среда
20 декабря пятница
31 января пятница
29 февраля суббота
2 апреля четверг
ИТАЛЬЯНСКИЙ АБОНЕМЕНТ

Италия – страна, где опера родилась. За четыре столетия существования этого удивительного жанра ни одна земля не дала миру столько оперных композиторов и сочинений. Конкурировать с итальянцами всегда было сложно: их наследственная способность рождать сладкозвучные, страстные мелодии оставляла коллег-соперников по музыкальному цеху не у дел. Итальянских маэстро выписывал и русский двор, когда это светское развлечение прививалось на нашей почве. В Петербурге XIX века увлечение итальянской оперой было повальным, и рядом с русской труппой всегда выступала итальянская. Искусство прекрасного пения, бельканто, которым пленялась тогдашняя публика, и сегодня остается прерогативой итальянской школы.
Сочинения, собранные в абонементе, – итальянская оперная классика. «Риголетто» и «Травиата» Верди входят в так называемую народную трилогию, в которой композитор обрел художественную зрелость. Его же «Сила судьбы» сочинялась десятилетием позже специально для Петербурга. «Лючия ди Ламмермур» Гаэтано Доницетти – одно из высших достижений романтического бельканто. «Тоска» Пуччини и «Адриана Лекуврёр» Франческо Чилеа – мелодрамы начала XX века, в драматургию и музыкальный язык которых проник веризм.
Абонемент подойдет как страстным любителям итальянской оперы, так и оперным неофитам. Все оперы исполняются на итальянском языке и сопровождаются субтитрами на русском.

4 октября пятница
23 ноября суббота
6 декабря пятница
16 января четверг
2 февраля воскресенье
13 марта пятница
АНГЛИЙСКИЙ АБОНЕМЕНТ

К перекрестному Году музыки Великобритании и России Мариинский театр подготовил абонемент, состоящий из произведений, созданных англичанами или теми, кто в разные эпохи долгие годы работал в Соединенном Королевстве. В Концертном зале можно будет услышать произведения британских композиторов Пёрселла, Элгара и Бриттена, а также ораторию Генделя «Мессия», один из шедевров композитора, жизнь и деятельность которого были в основном связаны с Англией. Оперную часть программы абонемента составляют постановки сочинений Бриттена: «Сон в летнюю ночь» и «Поворот винта». А балетную часть – «Сильвия» и «Маргарита и Арман» в постановке классика английского балета ХХ века Фредерика Аштона и «Инфра» Уэйна Макгрегора, нынешнего хореографа Королевского балета Великобритании. Эти три балета появились в репертуаре Мариинского в 2014-м, когда впервые в истории двусторонних отношений проводился перекрестный Год культуры России и Великобритании.

20 октября воскресенье
26 ноября вторник
18 декабря среда
6 февраля четверг
26 марта четверг
23 апреля четверг
ПУШКИН

Музыкальные сочинения по произведениям Пушкина стали классикой оперного и балетного репертуара, они привлекают внимание многих зрителей знакомыми со школьной скамьи названиями. В абонемент включены балеты из советского наследия: «Бахчисарайский фонтан» и «Медный всадник». Первый советский драмбалет, «Бахчисарайский фонтан» (1934) Ростислава Захарова, родился из стремления прогрессивной творческой элиты приобщить хореографию к темам высокой литературы.

В другом раритете, «Медном всаднике», воссозданном Юрием Смекаловым, сохранена хореографическая конструкция спектакля 1949 года того же Захарова.

Опера «Мазепа» Чайковского идет на исторической сцене в костюмной постановке Ильи Шлепянова, работавшего главным режиссером Кировского театра в послевоенные годы. Шедевр Мусоргского, музыкальную драму «Борис Годунов», в Мариинском можно посмотреть в постановке Андрея Тарковского, перенесенной из лондонского Ковент-Гардена в 1990-м. С классическими постановками соседствуют современные, созданные для Новой сцены театра. Это сатирическая опера «Золотой петушок» – кульминация и завершение творческого пути Римского-Корсакова, – в спектакле Анны Матисон обретающая еще более острые, гротескные черты, и любимый многими зрителями «яблочный» «Евгений Онегин» режиссера Алексея Степанюка и художников Александра Орлова и Ирины Чередниковой, в оформлении которого сцена щедро засыпана яблоками.

25 сентября среда
29 октября вторник
26 ноября вторник
15 декабря воскресенье
9 февраля воскресенье
28 марта суббота
ШЕКСПИР

Творчество Уильяма Шекспира вдохновляло европейских композиторов со времен Пёрселла. Шекспировские сюжеты, впрочем, обычно служили лишь канвой для либретто, которое порой очень далеко отходило от оригинала. Самые яркие образцы шекспировской оперы создал Джузеппе Верди. Его первое обращение к творчеству Барда – к кровавой мистической драме «Макбет» – ознаменовало окончание эпохи бельканто и переход к новым формам оперной драмы.

«Отелло» и «Фальстаф» – две последние оперы Верди, созданные им в содружестве с выдающимся либреттистом Арриго Бойто. «Отелло» отличают утонченный психологизм оркестровой партии и особый, неведомый другим вердиевским созданиям уровень поэтичности. «Фальстаф» – единственная комедия Верди, остроумная, кружевная партитура которой сверкает оркестровыми красками и виртуозными ансамблями, отсылающими к динамичным финалам Моцарта и Россини.

Среди хореографических воплощений шекспировских сюжетов первенство, несомненно, принадлежит «Ромео и Джульетте» Прокофьева – одной из визитных карточек русского балета. Спектакль неразрывно связан с именем великолепной Галины Улановой, танцевавшей заглавную роль и в Кировском, и в Большом театре. Идущая сегодня в Мариинском постановка сохраняет каноническую хореографию Леонида Лавровского. Балет XX столетия представлен в абонементе и  «Сном в летнюю ночь» в хореографии Джорджа Баланчина на музыку Мендельсона. Редкий для Баланчина образец сюжетного двухактного спектакля с декорациями – воспоминание о петербургском балете начала века.

1 октября вторник
12 ноября вторник
8 декабря воскресенье
7 февраля пятница
5 марта четверг
8 апреля среда
ИСТОРИЧЕСКИЕ ОПЕРЫ (русская история в опере)

Исторические сюжеты, как и мифологические, с первых лет существования оперы были в центре внимания либреттистов. Композиторам «Могучей кучки» – Бородину, Мусоргскому, Римскому-Корсакову – сюжеты из отечественной истории советовал критик Владимир Стасов, полагавший, что именно на таком материале лучше всего вести и поиски оригинального музыкального языка. «Матерью» всех исторических русских опер кучкисты почитали «Жизнь за царя» Глинки, где композитор «поженил» национальный мелос и европейские музыкальные формы. Этическая и патриотическая идея «Жизни за царя» – гибель героя ради победы народа – отозвалась много лет спустя в грандиозной эпопее Прокофьева «Война и мир», созданной в годы Великой Отечественной.
Оперы «Псковитянка» Римского-Корсакова и «Борис Годунов» Мусоргского писались одновременно и увидели свет рампы в Мариинском театре одна за другой. Молодые композиторы тогда вместе снимали квартиру, делили инструмент для сочинения и проигрывали вечером написанное; неудивительно, что в их произведениях много сюжетных и музыкальных параллелей. Судьба «Князя Игоря» сложилась более драматично: Бородин не закончил огромную эпическую оперу, ее приготовили к постановке его коллеги.
Либретто двух опер абонемента восходят к Пушкину: литературной основой «Мазепы» послужила поэма «Полтава», а для «Бориса Годунова» композитор использовал одноименную трагедию. Сочинения получились абсолютно разные: у Чайковского – романтическая опера, у Мусоргского – масштабная шекспировская драма.
В оформлении опер, вошедших в абонемент, преобладает исторический антураж – с разной степенью достоверности. Особняком стоит легендарный спектакль «Борис Годунов» Тарковского с его мощными символическими декорациями. Самый молодой из спектаклей абонементa – «Царская невеста», поставленная год назад Александром Кузиным как трагедия человеческих страстей, вписанная в исторический контекст эпохи Ивана Грозного; все герои этой оперы, за одним исключением, имеют исторические прототипы.
Исторические оперы – не главы из учебника отечественной истории. Однако они отражают осмысление исторического пути нашей Родины крупнейшими художниками ХIХ и ХХ веков. После посещения спектаклей абонемента неизбежно захочется открыть книги по истории и дополнить впечатления новыми знаниями.

31 октября четверг
16 декабря понедельник
19 января воскресенье
19 февраля среда
7 апреля вторник
ПО СТРАНИЦАМ МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Произведения классической мировой литературы не раз становились основой для опер и балетов – так в музыкальном театре появлялись спектакли, конгениальные первоисточнику, а порой и затмевавшие его. В работе с литературным текстом композиторы нередко ради большего эффекта позволяли себе значительно менять характеры и сюжетные линии, но сегодня никого не смущает, что гётевский философ-чернокнижник Фауст в опере Гуно стал лирическим героем. Вердиевская «Травиата», напротив, приблизилась к роману «Дама с камелиями» на пугающую для оперы дистанцию: на сцене появилась героиня-современница, да еще совсем не та, которую привыкла видеть уважаемая публика добропорядочных музыкальных театров. Одним из немногих, кто посягнул на воплощение в опере масштабного античного эпоса – «Энеиды» Вергилия, – был Берлиоз. Его по-вагнеровски масштабная оперная дилогия «Троянцы» появилась на сцене Мариинского в 2014 году.
Среди оперных «Золушек» отдать первенство Россини или Массне едва ли возможно, но в балете самое известное воплощение сказки Перро, безусловно, принадлежит Сергею Прокофьеву. В «Щелкунчике» Чайковского в интерпретации Михаила Шемякина гофмановский акцент, уже подчеркнутый музыкой, обретает еще более яркое звучание. Хореограф Джордж Баланчин, сочиняя свой «Сон в летнюю ночь», воспоминание о петербургском балете начала XX века, обратился к прошлому музыки и литературы – к музыке Феликса Мендельсона, написанной за 100 лет до того для комедии Шекспира.

25 сентября среда
23 октября среда
13 ноября среда
12 января воскресенье
1 февраля суббота
3 марта вторник
СКАЗКИ

История музыки знает множество феерий, оперных и балетных сказок, ведь для композитора сказочный сюжет – прекрасная возможность проявить изобретательность и остроумие, а через иносказание поговорить о вечных ценностях. Как изобразить карлика Черномора, фею Драже или 12 месяцев звуками? А как показать их на театральной сцене?
В сказочный абонемент вошли два великих балета Чайковского – «Щелкунчик» и «Спящая красавица» – и оперная феерия нашего современника Родиона Щедрина, сочинявшего красочную, праздничную партитуру «Рождественской сказки» с оглядкой на классика.
Своей опере «Руслан и Людмила» Глинка дал жанровый подзаголовок «большая волшебная опера». По форме это сочинение – большая французская опера (пятиактный спектакль с балетом и хором), а по вокальному языку – опера эпохи бельканто с виртуозными ариями, сложными ансамблями. Волшебства и приключений здесь тоже вдосталь. В Мариинском «Руслан и Людмила» идет в самой что ни на есть классической постановке: на сцене – копии декораций и костюмов Александра Головина и Константина Коровина к спектаклю 1904 года, а танцевальные номера сохраняют хореографию Михаила Фокина.
Гротескный, острый музыкальный язык, яркие ритмы, свежие мелодии делают комическую оперу Сергея Прокофьева «Любовь к трем апельсинам» лучшим лекарством от уныния и серости будней. В абонементе этой музыкальной фьябе вторит своим озорством балет Алексея Ратманского на музыку Щедрина «Конек-горбунок». С премьеры в 2009 году, спектакль прочно закрепился в репертуаре и стал одним из любимых у петербургского зрителя.

13 октября воскресенье
9 ноября суббота
7 декабря суббота
11 января суббота
23 февраля воскресенье
29 марта воскресенье
РУССКИЕ СЕЗОНЫ

В программе абонемента – постановки, составившие славу Русских сезонов Сергея Дягилева. Мечтавший познакомить парижан с достижениями русского музыкального театра, великий импресарио начинал свой проект с представления оперных спектаклей. В 1909 году он впервые включил в программу сезона и балет. Однако, не зная, будут ли иметь успех балетные спектакли, он не спешил отказываться от оперы и повез в Париж «Половецкий акт» из «Князя Игоря» Бородина. Поставленные Фокиным «Половецкие пляски» имели оглушительный успех. С их красочностью и темпераментностью контрастировала изысканно-утонченная, поэтичная «Шопениана». Она тоже пришлась по душе парижской публике. Зрители восторженно аплодировали и па-де-де Голубой птицы и принцессы Флорины из «Спящей красавицы», показанному под названием «Жар-птица». К сезону 1910 года была готова новая «Жар-птица» Стравинского в постановке Фокина. И вместе с «Шехеразадой» и «Карнавалом» она произвела фурор. В результате именно балет стал делом жизни Дягилева, а организованная им позже труппа сделалась законодательницей европейских балетных мод. Каждая ее премьера, будь то «Подводное царство» из оперы «Садко» в постановке Фокина или хореографические интерпретации новых сочинений Стравинского («Петрушка» в хореографии Фокина, «Весна священная» Нижинского, «Свадебка» Нижинской), оказывалась громким событием музыкальной жизни Европы. У обладателей абонемента есть шанс представить себя на месте парижан первых десятилетий ХХ века, которых регулярно потчевали отменного качества и безупречного вкуса смелыми новинками.

24 сентября вторник
11 октября пятница
10 ноября воскресенье
21 декабря суббота
30 января четверг
КОМИЧЕСКАЯ ОПЕРА

Всем, кто желал бы излечиться от хандры и утолить жажду оперного веселья, прописан абонемент «Комическая опера». В него вошли образцы комического жанра от Моцарта до Прокофьева.
Итальянская комическая опера, опера-буффа, с чарующими и экстравиртуозными ариями, искрометными ансамблями, «сухими» речитативами (под аккомпанемент клавесина), представлена в абонементе сочинениями Моцарта и Россини. В собрание веселых опер законно попали и их преемницы: «Фальстаф» Верди, «Джанни Скикки» Пуччини и «Обручение в монастыре» Прокофьева. Такая ретроспектива жанра сулит держателям абонемента не только праздничное настроение, но и возможность понаблюдать, как комическая опера трансформировалась на протяжении полутора веков.

20 сентября пятница
10 октября четверг
17 ноября воскресенье
23 декабря понедельник
24 января пятница
21 февраля пятница
МАНЯЩИЙ ВОСТОК

Ориентализм издавна составляет особую линию европейского искусства. В абонементе представлены сочинения, авторы которых вступают в диалог с культурой Востока. География Востока при этом получается обширной, объединяя Египет («Аида»), Японию («Мадам Баттерфлай»), Персию («Легенда о любви»), Палестину («Самсон и Далила»), Китай («Турандот») и Индию («Баядерка»).
«Аида» – must have крупнейших оперных театров, одна из самых популярных опер Верди – идет в Мариинском театре в «исторических» старинных декорациях. «Мадам Баттерфлай» – «японская трагедия» о юной гейше и ее трагической любви к лейтенанту Пинкертону – пользуется неизменным успехом у любителей итальянского оперного пения. Пуччини считал ее лучшей своей оперой; по признанию композитора, он «хотел взять людей за живое», и это ему вполне удается до сих пор. В абонемент вошла еще одна опера Пуччини – «Турандот», среди солистов которой заявлены мировые оперные звезды: Мария Гулегина и Владимир Галузин.
Столь же популярна на мировых сценах и вершина оперного творчества Камиля Сен-Санса – «Самсон и Далила», ветхозаветная история любви и предательства. В ее мариинской постановке (режиссер Яннис Коккос), впрочем, сюжет трактован вне конкретной географической и исторической привязки. Украшение этого спектакля и всего меццо-сопранового репертуара – партия Далилы с тремя знаменитыми ариями.
Балет в абонементе представлен двумя классическими спектаклями разных эпох. «Баядерка» из плеяды блестящих балетов Мариуса Петипа на сцене уже почти полтора века. Классикой давно стала и «Легенда о любви» – одна из первых работ Юрия Григоровича, – также впервые увидевшая свет в Мариинском (тогда Кировском) театре.

19 декабря четверг
17 января пятница
18 февраля вторник
18 марта среда
24 апреля пятница
14 мая четверг
ПРЕМЬЕРЫ ВЕЛИКИХ ТЕАТРОВ

Первая встреча оперы или балета со зрителем – важнейшее событие в жизни любого театра, сродни волнительному первому выходу в свет. С этой точки отсчета начинается сценическая жизнь спектакля – у каждого своя: долгая или короткая, счастливая или неудачная. Оперы и балеты, вошедшие в абонемент № 36, когда-то пережили премьеру на самых значимых театральных сценах мира. Первая опера – «Жизнь за царя» – с триумфом была показана в 1836 году в петербургском Большом Каменном театре. Эта премьера – из категории эпохальных, ведь оперный первенец Глинки одновременно являл собой первую русскую оперу мирового значения. Не менее успешной была премьера «Девушки с Запада» в нью-йоркской Метрополитен-опере (1910). Два спектакля в абонементе отведены балету: это «Жизель», главный романтический балет мирового репертуара, и «Лебединое озеро» – русская балетная классика. Если «Жизель» обласкана публикой со дня ее оглушительного триумфа в 1841 году в Париже, в Королевской академии оперы, то признание «Лебединого озера» было далеко не мгновенным: у этого шедевра два сценических «дня рождения», один – в Большом театре в Москве, другой – в Мариинском театре в Петербурге. Именно со второй премьеры (1895), когда балет был поставлен в хореографии Петипа и Иванова, берет свое начало всемирно знаменитый культурологический миф «Лебединое озеро».
Два последних спектакля абонемента вновь отданы опере. Необычна сценическая судьба «Мадам Баттерфлай»: на мировой премьере в феврале 1904 года в Ла Скала она была освистана, и только два месяца спустя, в театре Брешиа, обновленная опера была принята на ура. Абонемент завершается «Парсифалем», чья премьера 1882 года занимает особенное место в ряду мировых оперных дебютов. В биографии «Парсифаля» все словно гипертрофировано: это не просто опера, а грандиозная «торжественная сценическая» мистерия, театр, который ее поставил, – не просто театр, а «театр-храм», эксклюзивный Фестшпильхаус в Байройте. Автор сумел сделать каждое исполнение «Парсифаля» интригующим и неординарным событием, запретив его постановки где бы то ни было, кроме родной сцены. Запрет давно снят, но каждый театр, которому по силам премьера «Парсифаля», заслуживает определения «великий».

24 сентября вторник
15 октября вторник
29 ноября пятница
11 февраля вторник
6 марта пятница
11 мая понедельник
МИСТЕРИИ И ЛЕГЕНДЫ

Мистериальность предполагает присутствие в художественном сочинении религиозно-мистического аспекта, именно это свойство и объединило оперы абонемента № 37. «Торжественной сценической мистерией» назвал свое последнее творение Вагнер: опера о рыцарях священного Грааля насквозь пронизана религиозно-философскими аллюзиями, отсылками к христианским образам и таинствам. «Парсифаль» станет вторым спектаклем абонементного цикла. В Мариинском театре последний шедевр Вагнера впервые поставили в 1997 году, недавнее возвращение грандиозного вагнеровского творения на мариинскую сцену стало крупным событием в жизни театра.
«Русским “Парсифалем”» часто называют «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Эпическая опера Римского-Корсакова идет в Мариинском театре в постановке Дмитрия Чернякова. Используя некоторые элементы первой постановки «Сказания» в Мариинском театре (живописные занавесы Коровина и Головина), режиссер создал новаторский метафоричный спектакль.
Не будучи мистерией в узком смысле слова, опера Дебюсси «Пеллеас и Мелизанда» – дитя эпохи fin de siècle с ее стремлением преодолеть материальную ограниченность мира. Вагнеровской патетике Дебюсси противопоставил тончайшую нюансировку чувств и отсутствие всяких внешних эффектов, сумев воплотить в звуках символистский театр Мориса Метерлинка.
Компактная полуторачасовая опера «Очарованный странник» по повести Николая Лескова – самая современная из опер абонемента. Она посвящена теме грехопадения, раскрытой через исповедь валаамского послушника, вспоминающего свою жизнь. Режиссер-постановщик Алексей Степанюк использовал минимум декораций, воссоздав на сцене поросшую сухостоем фигуру креста.

10 февраля понедельник
26 марта четверг
14 апреля вторник
THE BEST OF ...

Абонемент под названием The Best Of призван помочь тем, кто испытывает замешательство от репертуарного изобилия Мариинского, а также тем, кто только-только взял себе за правило посещать театр и боится попасть на что-то «радикальное» и сложное. Держателю предлагаются три балетных и три оперных постановки. Балетная часть представлена большими сюжетными спектаклями: воссозданным по лекалам Петипа классическим «Корсаром», модернистской «Легендой о любви» Юрия Григоровича (1961) и кинематографичной «Анной Карениной» Алексея Ратманского (2010). В оперную часть вошли «Бал-маскарад» Верди в постановке Андрея Кончаловского, а также населенные комедиантами «Адриана Лекуврёр» Франческо Чилеа и «Паяцы» Леонкавалло. Нешуточные страсти разгораются во всех трех «карнавальных» операх.

26 сентября четверг
12 октября суббота
17 ноября воскресенье
13 декабря пятница
8 января среда
19 февраля среда
КОЛЬЦО НИБЕЛУНГА

Оперная тетралогия Рихарда Вагнера «Кольцо нибелунга» появилась в Мариинском театре в 2003 году. Впервые после почти столетнего перерыва вагнеровский цикл был целиком исполнен на российской сцене и впервые в России прозвучал на языке оригинала. Сегодня Мариинский – единственный в стране театр, где тетралогия представлена полностью. Концепция постановки, созданная Валерием Гергиевым и Георгием Цыпиным, отличается грандиозными масштабами всех компонентов – от состава оркестра до декораций, центральное место в которых занимают четыре исполинские фигуры, тоже становящиеся участниками действия.
Мариинская версия «Кольца» востребована не только в России: тетралогию с успехом показывали на гастролях в США, Южной Корее, Японии, Великобритании и Испании. В сезоне 2019/2020 цикл пройдет под управлением Валерия Гергиева, а в главных партиях по традиции можно будет услышать ведущих вагнеровских певцов Мариинского театра.

24 марта вторник
25 марта среда
11 апреля суббота
12 апреля воскресенье
МОЙ ВЕРДИ (предлагается самостоятельно выбрать шесть и более вечеров и составить свой вердиевский «маршрут»)

В репертуарную коллекцию Мариинского театра входит целых 15 вердиевских спектаклей, включая две постановки «Аиды» и Реквием, который в Мариинском театре идет в сценическом воплощении. Обладателю абонемента № 40 предлагается самостоятельно составить свой вердиевский «маршрут». Можно выбрать оперы из «золотой» триады: «Риголетто» – «Травиата» – «Аида». Любителям образцовой вердиевской мелодрамы подойдет «Трубадур» с увлекательным сюжетом, сильными чувствами и красивыми мелодиями. Можно посетить «Аттилу» – исторический блокбастер о схватке варваров с римлянами. Визуально красивый, пронизанный духом танца «Бал-маскарад» с его нешуточными страстями поставлен кинорежиссером Андреем Кончаловским. «Дон Карлос» по драме Шиллера идет в Мариинском театре в полной, четырехактной версии; костюмный спектакль в благородных, сумрачных тонах, воссоздающих дух Испании XVI века, создан итальянской бригадой. «Макбет» по трагедии Шекспира – оперный бестселлер, эффектная «опера ужасов» с мрачным сюжетом на тему коварства и власти. В театре идут еще две шекспировские оперы Верди: «Отелло» и «Фальстаф». Фантастически сложный для исполнения «Фальстаф» – последняя опера Верди, в которой мастер сделал неожиданный для него поворот в сторону комического жанра. Свежий, динамичный и веселый спектакль Мариинского театра поставлен в 2018 году. Годом ранее в афише театра появилась «Сицилийская вечерня» – режиссерский эксперимент перенес действие оперы в Нью-Йорк эпохи сухого закона. В качестве режиссера-постановщика над «Фальстафом» работал Андреа Де Роза; его поклонники могут включить в абонемент и другую его работу в Мариинском театре – оперу «Симон Бокканегра». Наконец, «Сила судьбы» – первая и единственная опера Верди, написанная для Петербурга по заказу Дирекции Императорских театров: ее мировая премьера состоялась в 1862 году в Большом Каменном театре. Прекрасные декорации нынешней постановки созданы по эскизам премьерной.

10 сентября вторник
21 сентября суббота
27 сентября пятница
3 октября четверг
9 октября среда
13 ноября среда
17 ноября воскресенье
22 ноября пятница
9 декабря понедельник
29 января среда
2 февраля воскресенье
8 февраля суббота
20 февраля четверг
1 апреля среда
9 апреля четверг
АКАДЕМИЯ ЮНЫХ ТЕАТРАЛОВ —  1 год (для детей от 7 лет)
Начало в 12.00

Академия юных театралов – проект, ориентированный на семейное посещение. Дети любят задавать вопросы, а мы постараемся ответить на те из них, что касаются театра, оперы и балета. Шесть встреч продолжительностью час – час двадцать (без антракта) включают выступления прославленных солистов оперной и балетной труппы с яркими номерами из спектаклей. Юные театралы узнают, как создается спектакль, кто такие композитор, режиссер и балетмейстер, кто никогда не выходит на сцену и о чем можно рассказать без слов. Отдельная встреча посвящена великолепному оркестру Мариинского театра и его солистам.
Для того чтобы пробудить творческую активность детей, предусмотрено несколько интерактивных приемов: участие в сценическом действии, выполнение творческих заданий, обсуждение после спектакля. В конце сезона проводится выставка рисунков, участники которой получают именные грамоты Мариинского театра. Встречи сопровождаются рассказом ведущей.

15 сентября воскресенье
27 октября воскресенье
24 ноября воскресенье
19 января воскресенье
23 февраля воскресенье
22 марта воскресенье
АКАДЕМИЯ ЮНЫХ ТЕАТРАЛОВ —  2 год (для детей от 8 лет)
Начало в 12.00

На втором «курсе» Академии юных театралов встречи проводятся в уже знакомом формате: концерт-лекция длительностью час – час двадцать без антракта. Предусмотрено посильное участие слушателей в сценическом действии и другие интерактивные формы, а также выставка рисунков в конце сезона и награждение активных участников грамотами.
Программа составлена из лучших спектаклей театра, адаптированных для детского восприятия. Из каждой постановки отобраны наиболее яркие сцены. С помощью ведущей юные театралы с удовольствием применяют полученные ранее знания и вникают в суть и детали происходящего. У каждого спектакля своя история, свои секреты и тайны. От удивления и любопытства к пониманию и любви – вот путь, который предлагает участникам Академия юных театралов.

29 сентября воскресенье
3 ноября воскресенье
1 декабря воскресенье
2 февраля воскресенье
29 марта воскресенье
26 апреля воскресенье
ШЕДЕВРЫ НА ВСЕ ВРЕМЕНА

Каждый из концертов этого абонемента предлагает одно произведение, зачастую хорошо известное. Но когда концерт предваряется музыковедческим словом, когда вы слушаете музыку с предельным вниманием, то она может открыться вам с необычной, иногда неожиданной стороны. Если же речь идет о произведении для вас новом, то сосредоточенность почти неизбежна, поскольку программа концерта состоит из одного произведения, к тому же концерт длится не более часа, без антракта. В любом случае мы начинаем понимать, почему исполняемое произведение есть шедевр на все времена, почему оно так глубоко и прекрасно. Единственная возможная аналогия здесь – это музейная выставка одной картины, когда мы не можем оторваться от шедевра живописи. (Леонид Гаккель)

6 октября воскресенье
10 ноября воскресенье
15 декабря воскресенье
12 января воскресенье
16 февраля воскресенье
22 марта воскресенье
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИСТОРИИ

«Музыкальные истории» в Мариинском театре стали рассказывать недавно: это новый формат детских концертов, с успехом опробованный в сезоне 2018–2019. Классическую музыку дети учатся слушать и понимать через главный детский жанр – сказку. На концертах будут звучать музыка в исполнении первоклассных мариинских музыкантов и сказочные истории разных народов в исполнении драматических актеров-чтецов и актеров-детей. Первый концерт посвящен русским сказкам, волшебные образы которых воплотили в своих сочинениях Лядов, Мусоргский, Римский-Корсаков. На концерте «Французские сказки» эксцентричный месье Жак познакомит детей с изысканными пьесами Равеля и расскажет про веселый «Карнавал животных» Сен-Санса. В программе концерта «Пер Гюнт» – музыка Грига, написанная им для постановки пьесы Ибсена, созданной по мотивам норвежского фольклора. Темой завершающей встречи станут образы восточных сказок, вдохновившие Римского-Корсакова на сочинение «Шехеразады». Познавательные и вместе с тем неутомительные часовые концерты абонемента раз в месяц будут собирать маленьких слушателей для развития фантазии, обогащения слухового опыта, укрепления навыков активного слушания, воспитания музыкального вкуса, знакомства с музыкальными жанрами и инструментами. И конечно, просто для увлекательного и радостного семейного досуга. Сценарии «музыкальных историй» придумали и воплотили молодые режиссеры Алла Чепинога и Глеб Черепанов. Оркестром Мариинского театра дирижирует Иван Столбов.

21 сентября суббота
26 октября суббота
30 ноября суббота
28 декабря суббота
ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО ОРКЕСТРУ

Новинка среди абонементов Мариинского театра, абонемент № 45 – «Путеводитель по оркестру» – составлен в первую очередь для детей и молодежи. Симфонический оркестр как единый музыкальный организм с безграничными выразительными возможностями – настоящий шедевр европейской музыкальной культуры. Пройдя множество «отборочных этапов», он сложился в эпоху классицизма, достигнув идеального равновесия групп и став «сверхинструментом» под управлением дирижера. Вслушиваться в звучание отдельных инструментов и групп, рассматривать их, знакомиться с их названиями и принципами звукоизвлечения – занятие чрезвычайно интересное. Первое знакомство с оркестром почти для всякого дошкольника начинается с музыкальной сказки «Петя и волк», где каждый инструмент закреплен за определенным персонажем. Прокофьев создал изумительно емкое, методически безукоризненное музыкальное пособие по инструментоведению, мелодии из которого запоминаются раз и навсегда. Похожую просветительскую цель ставил себе и английский композитор Бенджамин Бриттен: на втором концерте абонемента прозвучат его «Простая симфония» и «Путеводитель по оркестру для молодежи». «Простая симфония» написана на темы, сочиненные композитором в детстве; она послужит прекрасным образцом симфонического цикла. «Путеводитель по оркестру», изначально созданный для документального фильма об инструментах, – это «портретная галерея» инструментов с опытным «экскурсоводом» – чтецом. Третий концерт абонемента – концерт ансамбля Renaissance Percussion. Здесь во всем великолепии предстанет самая многообразная и эффектная группа инструментов – ударная. Любимцы публики, ударники из Renaissance Percussion превращают каждое свое выступление в праздник. Заключительный концерт абонемента позволит ближе познакомиться с группой духовых инструментов, которая сама по себе столь богата и разнообразна, что может составить собственный оркестр.

СТРАДИВАРИ-АНСАМБЛЬ МАРИИНСКОГО ТЕАТРА

Камерные оркестры не так серьезны, как симфонические, – им доступны и сложные академические произведения, и «легкая» музыка всех сортов. Страдивари-ансамбль Мариинского театра исполняет сочинения разных стилей: от дивертисментов венских классиков и барочных концертов до пьес Массне, Пьяццоллы и Сарасате.
Кроме обширного репертуара, у оркестра есть еще одна особенность: его участники играют на старинных инструментах мастеров кремонской школы – Амати, Гварнери, Гваданини, Гоффриллера и Страдивари, в честь которого коллектив получил свое название. Глубокие тембры раритетных инструментов делают звучание каждого номера концертной программы особенно ярким и насыщенным.
В составе Страдивари-ансамбля – лучшие солисты-инструменталисты Симфонического оркестра Мариинского театра, а его руководитель Лоренц Настурика-Гершовичи имеет большой опыт камерного и симфонического исполнительства. Раньше он был концертмейстером Мюнхенского филармонического оркестра и первой скрипкой Октета Берлинской филармонии. Сейчас, наряду со Страдивари-ансамблем, Гершовичи руководит Камерным оркестром Мюнхенской филармонии.

ОРГАННЫЙ АБОНЕМЕНТ

Орган – один из самых интересных инструментов, благодаря богатству тембров и техническим возможностями он один способен заменить целый оркестр: неслучайно только для органа пишутся сольные симфонии. В Санкт-Петербурге много органов – старых и новых, но орган французской фирмы Kern, установленный в 2009 году в Концертном зале, специалисты признают одним из лучших инструментов в России. За 10 лет он успел стать точкой притяжения признанных органистов со всего мира, которые участвуют в ежегодном осеннем Органном фестивале и приезжают давать концерты в течение всего сезона. Постоянными гостями Мариинского стали лауреаты и финалисты старейшего и самого престижного конкурса органистов – «Гран-при Шартра». На нем участники соревнуются как исполнители и импровизаторы. С 2016 года по инициативе Валерия Гергиева победителю присуждается специальный приз – выступление в Концертном зале Мариинского театра.
В концертах абонемента участвуют два лауреата «Гран-при Шартра»: шведский органист-универсал Гуннар Иденстам, объединяющий в своем творчестве фолк, симфонический рок 1970-х и церковную музыку, и харизматичная российская органистка Дарья Бурлак, ставшая сенсационным открытием конкурса прошлого года.
Также в рамках абонемента состоится концерт Бенжамена Алара, выпускника базельской Schola Cantorum. Алар – апологет старинной музыки, ему чуть больше 30, но он уже один из признанных интерпретаторов сочинений эпохи барокко: как на органе, так и на клавесине.
Британскую органную школу представляют Томас Троттер, городской органист Бирмингема, и Кевин Бойер, органист Университета Глазго, известный своей необычной виртуозностью. В 1987 году Бойер исполнил мировую премьеру двухчасовой «Симфонии для органа соло» Кайхосру Сорабджи – произведения, ранее считавшегося неисполнимым.
Впервые к постоянным гостям площадки присоединится российский органист Алексей Шмитов – доцент Московской консерватории, специализирующийся на Бахе и французской романтической музыке.

3 декабря вторник
14 января вторник
17 февраля понедельник
31 марта вторник
21 апреля вторник
11 мая понедельник
СОЛИСТЫ ДОМА МУЗЫКИ

Мариинский театр на протяжении многих сезонов сотрудничает с Санкт-Петербургским домом музыки. Молодые музыканты выступают в Концертном зале с сольными концертами, в ансамбле и в сопровождении оркестра. Участники крупных фестивалей и лауреаты международных конкурсов, они уже сегодня ведут успешную карьеру как солисты и оркестровые музыканты. В шести концертах абонемента можно будет услышать фортепиано, струнные, духовые инструменты с репертуаром от Баха и венских классицистов до композиторов XX века: Копленда, Мессиана, Либермана.

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход