Вера Шелога – Екатерина Гончарова
Надежда Насонова – Дарья Рябоконь
Власьевна – Елена Витман
Боярин Иван Шелога – Дмитрий Григорьев
Князь Юрий Токмаков – Евгений Чернядьев
Княжна Ольга – Екатерина Гончарова
Михайло Туча – Сергей Семишкур
Иван Грозный – Станислав Трофимов
Князь Юрий Токмаков – Юрий Воробьёв
Алексей Стеблянко, выпускник Ленинградской консерватории по классу народной артистки РСФСР Нины Серваль, в труппе Кировского (Мариинского) театра с 1976 года. Он принадлежит к числу ярких представителей поколения, пришедшего в Мариинский в середине 1970-х вместе с новым главным дирижером – Юрием Темиркановым.
Богатый голос широкого диапазона позволил Алексею Стеблянко исполнять теноровые партии самых различных амплуа. Дипломной работой в консерватории стала роль Ленского, а уже в первые годы работы в театре он освоил партии Самозванца, Хозе, Германа… В «Войне и мире», еще будучи стажером, Стеблянко с успехом исполнял сразу две роли: Пьера Безухова и Наполеона (последняя задумана композитором как баритоновая). В 1982 году Алексей Стеблянко на сцене театра Ла Скала участвовал в постановке «Троянцев» Берлиоза. Огромную по объему партию Энея певец исполнил с блеском. После того как Валерий Гергиев стал главным дирижером Мариинского, в репертуаре театра значительное место заняли оперы Мусоргского, в которых Стеблянко пел теноровые партии: Грицько в «Сорочинской ярмарке», Голицын в «Хованщине» и Самозванец в «Борисе Годунове» – спектакле Андрея Тарковского, перенесенном из Ковент-Гардена в Мариинский в 1990-м.
Петербургская публика с благодарностью вспоминает замечательный дуэт Алексея Стеблянко и Ларисы Шевченко. Спутники в жизни, они на протяжении долгих лет выступали вместе и на сцене: в «Пиковой даме» Чайковского, «Отелло» Верди, «Манон Леско» Пуччини и многих других спектаклях. Главные роли в «Аиде» Алексей Стеблянко и Лариса Шевченко исполняли уже в первые годы своей работы в театре, наряду с мастерами прославленной сцены: Ириной Богачёвой, Галиной Ковалёвой, Борисом Штоколовым. Искусство этого дуэта запечатлено в фильмах-операх «Комедианты» (по мотивам «Паяцев» Леонкавалло) и «Кармен», снятых на ленинградском телевидении. В 1990-х годах артисты с неизменным успехом гастролировали на европейских и американских сценах, исполняя в том числе главные партии в «Пиковой даме» Чайковского, поставленной Юрием Любимовым в Карлсруэ и Бонне, а затем, в 1997-м, представленной в Московском театре «Новая опера».
Уже много лет Алексей Стеблянко преподает вокальное мастерство в петербургских вузах. Его деятельность отмечена многими государственными наградами, в 1989 году ему присвоено звание народного артиста России. Коллектив Мариинского театра поздравляет Алексея Стеблянко с юбилеем – и с удовольствием посвящает ему спектакль «Псковитянка».
Мировая премьера: 1 января 1873 года, Мариинский театр, Санкт-Петербург
Премьера постановки: 25 апреля 2008 года, Мариинский театр, Санкт-Петербург
Продолжительность спектакля 4 часа
Спектакль идет с двумя антрактами
«Псковитянка» – оперный первенец и самый «трудный ребенок» Римского-Корсакова. Это единственное в мировой оперной литературе произведение, работа над которым продолжалась – в той или иной форме – 35 лет! Замысел «Псковитянки» возник у композитора в 1868 году, премьера (в первой редакции) состоялась на сцене Мариинского театра 1 января 1873 года. Затем последовали вторая редакция (1876–1877), не отданная композитором на сцену и не изданная, и третья, окончательная (1891–1894). В промежутке между ними из музыки второй редакции композитор создал увертюру и антракт к драме Льва Мея «Псковитянка». Но и после премьеры финальной версии оперы в 1895 году мысли о «Псковитянке» не оставляли Римского-Корсакова. В 1898-м из материалов второй редакции возникла новая опера – «Боярыня Вера Шелога», задуманная композитором как пролог к «Псковитянке». Кроме того, изменения в партитуру третьей редакции вносились автором при каждой театральной постановке, вплоть до 1903 года, когда 28 октября она была впервые исполнена на сцене Мариинского театра.
Премьера оперы прошла с большим воодушевлением и вызвала успех. По словам известного критика Германа Лароша, опера «ожидалась публикою с высоко-возбужденным и сочувственным нетерпением… Прием, которым публика почтила оперу на первом представлении… нельзя считать просто сочувственным, это был ряд оваций. Композитора вызывали при каждой перемене декораций, иногда по два и три раза». «Псковитянка» прошла десять раз при полных сборах и успехе у зрителей.
Написанная молодым автором «Псковитянка» произвела большое впечатление прежде всего на молодежь. Опера полюбилась петербургскому студенчеству. После премьеры самый популярный хор из оперы – песню псковской вольницы – можно было часто услышать в стенах университета и Медико-хирургической академии. Мнения же критиков разделились. Оппоненты «Могучей кучки» оперу, посвященную автором «дорогому мне музыкальному кружку», в основном критиковали. Сочувствующие же Римскому-Корсакову рецензенты «Псковитянку» в целом похвалили. В репертуаре театра опера продержалась почти два года, после чего была снята и в дальнейшем в первой редакции нигде не ставилась.
Премьера «Псковитянки» в третьей редакции состоялась уже в другую эпоху, когда в Мариинском театре активно действовал Федор Шаляпин. Он и выступил в роли Ивана Грозного. Впервые она была исполнена Шаляпиным 12 декабря 1896 года в премьерном спектакле «Псковитянки» в Частной опере Саввы Мамонтова. В течение многих лет Шаляпин углублял и совершенствовал свою трактовку образа Грозного, достигнув в итоге выдающегося художественного результата. Для самого артиста эта роль стала в некотором роде эмблематической: благодаря тиражированию в тысячах фотопортретов и почтовых карточек, образ Шаляпина–Грозного получил у современников большую популярность.
Сегодня «Псковитянка» в Мариинском театре идет в классической постановке 1951 года, капитальное возобновление которой состоялось в 2008-м. Под руководством Вячеслава Окунева и Татьяны Ногиновой были восстановлены сгоревшие в театральных мастерских реалистически подробные декорации и костюмы великого отечественного сценографа Федора Федоровского. По словам режиссера возобновления Юрия Лаптева, эстетика, опирающаяся на принцип исторической достоверности, «требует максимальной концентрации, максимального умения владеть психофизическим состоянием, воплощать свой образ и нести его на протяжении каждой минуты».
Владимир Горячих
Узнать больше об этой постановке, посмотреть фотографии с репетиций и спектаклей можно на виртуальной выставке «Римский-Корсаков в Мариинском»
Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.
Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)