Санкт-Петербург, Мариинский-2

Пиковая дама


опера Петра Чайковского

Спектакль сопровождается синхронными титрами на русском и английском языках
 
Памяти Мариса Янсонса
Онлайн трансляция

Исполнители

Герман – Нажмиддин Мавлянов
Лиза – Екатерина Семенчук
Полина – Юлия Маточкина
Графиня – Анна Кикнадзе
Томский – Эдем Умеров
Елецкий – Ариунбаатар Ганбаатар


Мариинский театр посвящает исполнение оперы Чайковского «Пиковая дама» памяти выдающегося дирижера Мариса Янсонса (1943–2019). 14 января ему исполнилось бы восемьдесят лет.

Марис Янсонс родился в Риге в 1943 году, в семье дирижера Арвида Янсонса и оперной певицы Ираиды Янсонс. В 1956-м семья переехала в Ленинград, и Марис Янсонс поступил в школу-десятилетку при Ленинградской консерватории, в класс скрипки. В самой консерватории он учился сначала на дирижерско-хоровом факультете, а затем на симфоническом, в классе выдающегося дирижера и педагога Николая Семеновича Рабиновича.

В 1969–1972 годах Марис Янсонс проходил стажировку в Вене у Ханса Сваровски и в Зальцбурге у Герберта фон Караяна. В 1971-м он одержал победу на конкурсе дирижеров Фонда Герберта фон Караяна в Западном Берлине.

В 1979–2000 годах маэстро работал главным дирижером Филармонического оркестра Осло; под его руководством этот коллектив вошел в число лучших в Европе. Кроме того, Янсонс был главным приглашенным дирижером Лондонского филармонического оркестра (1992–1997) и музыкальным директором Питсбургского симфонического оркестра (1997–2004). С обоими коллективами он гастролировал в крупнейших музыкальных столицах мира, выступал на фестивалях в Зальцбурге, Люцерне, на фестивале «Би-би-си Промс» и других музыкальных форумах. На протяжении многих лет Марис Янсонс работал с Заслуженным коллективом Республики Академическим симфоническим оркестром Ленинградской филармонии, был ассистентом его главного дирижера Евгения Мравинского, а затем вторым дирижeром прославленного коллектива. С 1971 по 2000 год преподавал в Ленинградской (Санкт-Петербургской) консерватории.

Маэстро выступал со многими ведущими оркестрами мира, включая Венский, Берлинский, Нью-Йоркский и Израильский филармонические, Чикагский, Бостонский и Лондонский симфонические, Филадельфийский оркестр, Оркестр Цюрихского тонхалле. С 2003-го по 2019-й Марис Янсонс был главным дирижером Оркестра и Хора Баварского радио. В эти же годы (2004–2015) он руководил Королевским оркестром Консертгебау в Амстердаме.

Особое внимание Марис Янсонс уделял работе с молодыми музыкантами. Он дирижировал Молодежным оркестром им. Густава Малера в европейском турне и управлял Оркестром Института Аттерзе в Вене, с которым выступал на Зальцбургском фестивале. В Мюнхене он регулярно давал концерты с юношескими коллективами Академии Симфонического оркестра Баварского радио. Долгие годы Марис Янсонс работал художественным руководителем конкурса современной музыки в Лондоне. Также он был почетным доктором музыкальных академий в Осло (2003), Риге (2006) и Королевской академии музыки в Лондоне (1999).

1 января 2006 года Марис Янсонс впервые дирижировал традиционным новогодним концертом в венском Музикферайне. Этот концерт транслировало более шестидесяти телекомпаний, его посмотрело свыше пятисот миллионов телезрителей. Он был записан на CD и DVD на лейбле Deutsche Grammophon. CD достиг статуса «дважды платинового», а DVD – «золотого». Еще дважды – в 2012 и 2016 годах – Янсонс дирижировал новогодними концертами в Вене.

Марис Янсонс удостоен множества международных премий, орденов, званий и почетных наград Германии, Латвии, Франции, Нидерландов, Австрии, Норвегии и других стран. Среди них: орден Трех звезд (высшая награда Латвийской Республики) и Большая музыкальная премия (высшая награда Латвии в области музыки); орден Максимилиана в области науки и искусства и орден «За заслуги» Баварии; приз «За заслуги перед Баварским радио»; Большой крест ордена «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия» со звездой – за выдающееся служение немецкой культуре (при награждении особенно подчеркивалась поддержка, оказываемая Янсонсом современной музыке и молодым талантливым артистам). Марис Янсонс был удостоен званий командора Королевского Норвежского ордена заслуг, командора Ордена искусств и литературы Франции, рыцаря ордена Нидерландского льва. Среди его наград – Европейская дирижерская премия от фонда Pro Europa, приз «Балтийские звезды» за развитие и укрепление гуманитарных связей между народами Балтийского региона. Маэстро неоднократно был назван «Дирижером года» (в 2004-м – лондонским Королевским филармоническим обществом, в 2007-м – Немецкой академией звукозаписи, в 2011-м – журналом Opernwelt за исполнение оперы «Евгений Онегин» с Оркестром Консертгебау) и «Артистом года» (в 1996-м – EMI, в 2006-м – Midem). В январе 2013-го ему была присуждена Музыкальная премия Эрнста фон Сименса – одна из самых престижных наград в области музыкального искусства. В ноябре 2017 года дирижер стал сто четвертым обладателем золотой медали Королевского филармонического общества; ее в свое время были удостоены Дмитрий Шостакович, Игорь Стравинский, Сергей Рахманинов, Герберт фон Караян, Клаудио Аббадо, Бернард Хайтинк.

В марте 2018-го маэстро Янсонс получил еще одну престижную награду – датскую премию Леони Соннинг, присуждаемую с 1959 года крупнейшим музыкантам современности. В числе ее обладателей – Игорь Стравинский, Дмитрий Шостакович, Леонард Бернстайн, Витольд Лютославский, Бенджамин Бриттен, Иегуди Менухин, Дитрих Фишер-Дискау, Мстислав Ростропович, Святослав Рихтер, Исаак Стерн, Юрий Башмет, София Губайдулина, Анне-Софи Муттер, Чечилия Бартоли, Арво Пярт, сэр Саймон Рэттл и многие другие выдающиеся композиторы и исполнители.

Марис Янсонс – народный артист России. В 2013 году дирижер был награжден медалью «За заслуги перед Санкт-Петербургом».

Маэстро Янсонс неоднократно стоял за пультом Симфонического оркестра Мариинского театра. С Валерием Гергиевым Мариса Янсонса связывали не только творческие проекты, но и глубокая дружба. Многие солисты Мариинского театра в разные годы работали с маэстро Янсонсом, в том числе Ольга Бородина, Алексей Марков, Татьяна Сержан, Владислав Сулимский, Станислав Трофимов, Роман Бурденко, Татьяна Павловская, Михаил Петренко и др.

Семья маэстро Янсонса сохраняет связь с культурой России и Петербурга, с Мариинским театром. Дочь, Илона, и обе внучки, Анастасия и Мария, посвятили свою жизнь искусству и работают в Мариинском. Марис Янсонс был гражданином мира, но для жителей Северной столицы он навсегда останется великим петербуржцем.

Мировая премьера: 7 декабря 1890 года, Мариинский театр
Премьера постановки: 27 мая 2015 года


Продолжительность спектакля 3 часа 55 минут
Спектакль идет с двумя антрактами

Возрастная категория 12+

Авторы и постановщики

Музыка Петра Чайковского
Либретто Модеста Чайковского по повести Александра Пушкина

Музыкальный руководитель – Валерий Гергиев
Режиссер-постановщик – Алексей Степанюк
Художник-постановщик – Александр Орлов
Художник по костюмам – Ирина Чередникова
Художник по свету – Александр Сиваев
Главный хормейстер – Константин Рылов
Ответственный концертмейстер – Ирина Соболева
Хореограф – Илья Устьянцев

Краткое содержание

Действие первое
Картина первая. Солнечный весенний день в Петербурге. Летний сад заполнен гуляющими. Сурин и Чекалинский, известные в столице игроки в карты, обсуждают странную перемену в поведении и характере одного из своих знакомых – Германа. Он стал угрюм, молчалив, ночи напролет проводит у карточного стола, но в игру не вступает. Графу Томскому, который тоже удивлен мрачным настроением своего приятеля, Герман признаётся – он влюблен! Влюблен в девушку из знатной и богатой семьи, и ему, бедному офицеру, она «принадлежать не может».
Тем временем князь Елецкий принимает поздравления: с этого дня он – счастливый жених. Его радость вызывает у Германа невольную досаду. В саду появляется старая Графиня в сопровождении Лизы. Елецкий обращается к Лизе, своей невесте, со словами восхищения. А Герман узнаёт в ней ту, которую он любит, и, как он теперь понимает, любит безнадежно.
Томский рассказывает приятелям анекдот про Графиню, кого молва нарекла Пиковой дамой. В молодости красавица Графиня страстно любила карточную игру, и однажды при крупном проигрыше ей назвали три карты. Поставив на них, она выиграла три раза кряду. Тайну эту Графиня открыла уже двоим, а от третьего – ей предсказана смерть. На Германа анекдот Томского произвел глубокое впечатление. Однако более всего ему не дает покоя мысль о счастливом сопернике. Начинающаяся гроза лишь обостряет его чувства: «Мне буря не страшна! Во мне самом все страсти проснулись с такой убийственною силой, что этот гром – ничто в сравненье… Она моею будет, иль умру!»

Картина вторая. Вечером, в день помолвки Лизы, в ее комнате собрались подруги. Печаль и грусть Лизы не могут рассеять ни ее любимый романс, исполненный Полиной, ни веселая плясовая. Оставшись одна, Лиза наконец осмеливается признаться себе самой, в чем причина ее смятения: ее с неодолимой силой влечет к Герману. «Вся моя душа во власти его!»
Внезапное появление Германа ошеломляет Лизу. Герман просит выслушать его. Понимая, что надежды на счастье больше нет, он решил проститься и уйти навсегда, умереть.
Его страстное и нежное признание в любви пробуждает в душе Лизы ответный порыв. Но раздается стук в дверь. Герман едва успевает спрятаться, как появляется встревоженная громкими голосами Графиня. Лизе удается успокоить ее и увести.
Герману, находящемуся еще под впечатлением от объяснения с Лизой, появление Графини кажется ужасным: «Могильным холодом повеяло вокруг! О страшный призрак, смерть! Я не хочу тебя!» Жажда жизни, любви вновь охватывает Германа, он молит Лизу о сострадании, и она не в силах более противиться своему чувству.

Действие второе
Картина третья. Бал во дворце петербургского сановника. Князь Елецкий, страдая от холодности Лизы, стремится убедить ее в глубине, силе и неизменности его чувства. Однако Лиза не может более обманывать себя, она любит Германа и отказывает князю.
Германа мучает неотвязная мысль о трех картах. Ему кажется, узнай он тайну – и все преграды к счастью с Лизой будут сметены.
После представления пасторали «Искренность пастушки» Лизе удается увидеться с Германом и сказать: теперь она свободна. Она любит и ждет его. Лиза отдает Герману ключ от потайной двери, через которую он может попасть в спальню Графини, а оттуда – в комнату Лизы.
Герман потрясен: «Теперь не я, сама судьба так хочет, и я буду знать три карты!»

Картина четвертая. Спальня Графини. Появляется Герман. Он не в состоянии отвести глаз от портрета молодой Графини: «Какой-то тайной силой с тобой я связан роком. Мне ль от тебя, тебе ли от меня, но чувствую, что одному из нас погибнуть от другого».
Слышатся шаги, и Герман прячется. Приживалки вводят усталую, раздраженную Графиню и оставляют ее в одиночестве. Бал, которым она недовольна, пробудил в ней воспоминания о далекой молодости, о днях, когда она блистала на балах в Версале… Герман решается наконец обратиться к Графине. Он просит открыть тайну трех карт, умоляет подарить ему счастье, жизнь. Испуганная Графиня не в состоянии вымолвить ни слова… Теряя самообладание, Герман угрожает ей пистолетом, но вдруг обнаруживает, что Графиня мертва. Его рассудок не выдерживает.

Действие третье
Картина пятая. Герман в казарме читает письмо Лизы: она не верит, что он хотел смерти Графини, и будет ждать его на набережной до полуночи. Любовь к Лизе, сострадание к ней лишь на мгновение способны отвлечь Германа от воспоминания о мертвой старухе. Перед ним возникает призрак старой Графини. «Я пришла к тебе против воли. Но мне велено исполнить твою просьбу. Спаси Лизу, женись на ней, и три карты выиграют кряду. Запомни: тройка, семерка, туз!..»

Картина шестая. Набережная Зимней канавки. Лиза ждет Германа. Часы бьют полночь, но его всё нет. Лиза в отчаянии. Наконец появляется Герман. Вслед за Лизой он повторяет нежные и ласковые слова любви… Но – прерывает он ее – старая Графиня все-таки назвала три карты. Теперь надо спешить в игорный дом: «Там груды золота лежат, и мне – мне одному они принадлежат». Лиза не в силах удержать Германа. Ее жизнь отныне лишена смысла.

Картина седьмая. Веселятся завсегдатаи игорного дома. Томский удивлен, увидев Елецкого: прежде князь здесь не бывал. Елецкий объясняет причину своего появления в игорном доме: он ждет Германа, чтоб отомстить.
Пришедший Герман привлекает всеобщее внимание: впервые он вступает в игру. Две карты, на которые он ставит, – тройка и семерка – выигрывают. Его везение вызывает вначале удивление, а затем страх. Более никто не хочет с ним играть. Елецкий принимает вызов. Герман ставит весь свой выигрыш на третью карту. Но вместо туза в его руке – дама пик. Потрясенному Герману кажется, что он видит Графиню, она ждет его смерти. Герман умирает, и последние его мысли – о Лизе.


А я вам скажу, что любовь отнюдь не самая сильная из страстей. Страх – вот сильнейшая страсть человека. Играйте страхом, если вы хотите испытать острейшее наслаждение в жизни.

Роберт Луис Стивенсон. Клуб самоубийц


Опера «Пиковая дама» – это захватывающий музыкально-психологический триллер, отлитый по знаменитой троичной формуле «тройка – семерка – туз», 3 – 7 – 1. Все три ее действия, все семь ее картин пронизаны единой темой, мучившей Чайковского всю жизнь, – темой абсолютного зла, являющего себя как фатум и всепобедительная смерть. Герои оперы испытывают страх – и одновременно вызывают его друг у друга: «Какой он страшный», – говорит о Германе престарелая Графиня, которую, в свою очередь, картежник Чекалинский называет «страшилищем». В либретто, написанном братом композитора Модестом по ироничной светской повести Пушкина, слово «страшно» повторяется десятки раз. Вместе со страхом глубокому художественному осмыслению подвергнуты сопряженные с ним и созвучные ему категории: странность, страсть и страдание. Пограничное расстройство Германа прогрессирует до стадии необратимого безумия, личность распадается под действием маниакальной страсти, идеи фикс, обсессивного желания узнать тайну карт, постичь закономерность рока и тем самым переиграть его. Когда Герман и Графиня в оцепенении смотрят друг на друга, вспоминается знаменитый афоризм Ницше про бездну, в которую опасно всматриваться, ибо она тоже смотрит на тебя, завораживает и уничтожает. От падения в бездну может спасти только любовь: «Смерть, я не хочу тебя!» – отбивается Герман от своего наваждения, втягивая сущего ангела, Лизу, в борьбу с внутренними демонами. Но силы неравны, Лиза, как и Герман, идет по пути саморазрушения, у нее тоже есть идея фикс – пожертвовать всю себя возлюбленному, слиться с ним в сострадании («Печалюсь вашей я печалью и плачу вашею слезой»), стать его супругой-рабой. На этом пути ее ничто не остановит: «Кто б ни был ты, я все­-таки твоя!» Гигантскую амплитуду переживаний героев – от фрустрации до эйфории, от экстаза до отчаяния – передает гениальная музыка, написанная, по признанию Чайковского, «с самозабвением и наслаждением» всего за сорок четыре дня. «Пиковая дама» – драматургически безукоризненная опера-симфония, сочетающая позднеромантическую сверхэмоциональность, сочные жанровые картины и ностальгическую стилизацию музыки эпохи рококо.

Триумфальная мировая премьера предпоследней оперы Чайковского состоялась в Мариинском театре в 1890 году. Ныне в театре идет спектакль Алексея Степанюка, поставленный в 2015 году на новой сцене. Он пронизан атмосферой призрачного и величественного северного города. Сценографические лейтмотивы обыгрывают хрестоматийные приметы Петербурга: колонны, скульптуры, гранитный шар. Со строгой графикой декораций контрастируют роскошные костюмы. Из пушкинского текста постановщики заимствовали наполеоновский мотив, представив Германа как человека с безудержными амбициями, гордеца «с профилем Наполеона и душой Мефистофеля». Пытаясь компенсировать свое одиночество властью и богатством, Герман нарушает фундаментальный нравственный закон, сформулированный его современником, философом Кантом: всегда относиться к человеку как к цели, и никогда – как к средству. И все же последнее видение умирающего героя – не инфернальная Пиковая дама, а «небесное создание» – Лиза. Жизнь-игра окончена, и только проиграв всё, Герман обретает мир. Христина Батюшина


Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход

Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)