ИСПОЛНИТЕЛИ:
Оксана Мороз (виолончель)
Олег Сендецкий (виолончель)
Сергей Словачевский (виолончель)
Владимир Юнович (виолончель)
Ансамбль виолончелистов Мариинского театра
Симфонический оркестр Мариинского театра
Дирижер – Кристиан Кнапп
В ПРОГРАММЕ:
Рихард Вагнер – Фридрих Грюцмахер
«Торжественная пьеса» («Шествие в собор» из оперы «Лоэнгрин»)
Иоганн Себастьян Бах
Гавот из сюиты для виолончели соло № 6 ре мажор
Родион Щедрин
«Гамлет-баллада»
Антонин Дворжак
Славянский танец, соч. 72 № 5
Юмореска
Фернан де ла Томбель
Lento и Scherzando presto из сюиты для трех виолончелей
Вячеслав Круглик
Модерато
Петр Чайковский
Ариозо Воина из кантаты «Москва»
Антонио Вивальди
Концерт для двух виолончелей с оркестром соль минор
Габриэль Форе
Элегия
Петр Чайковский
Pezzo capriccioso, соч. 62
Эрнест Блох
Еврейская рапсодия «Шеломо»
Концерт приурочен к 100-летию выдающегося виолончелиста, народного артиста СССР Даниила Борисовича Шафрана (1923–1997).
Ученик своего отца Бориса Шафрана, концертмейстера виолончельной группы Ленинградской филармонии, и Александра Штримера, профессора Ленинградской консерватории, Шафран очень рано заявил о себе как о выдающемся таланте: уже в 12 лет в его репертуаре были «Вариации на тему рококо» Чайковского, в 14 он стал победителем Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей; сохранились концертные афиши и программки, запечатлевшие имя юного музыканта в программах всесоюзных смотров лучших учеников музыкальных школ.
С 1943 года карьера Шафрана была связана с Москвой, но Большой и Малый залы Ленинградской филармонии оставались его любимыми концертными сценами – здесь он продолжал регулярно выступать и с оркестром, и на камерных вечерах. Всего же за карьеру Шафран дал несколько сотен концертов в СССР и за границей. Его репертуар был необычайно широк, хотя он тяготел прежде всего к романтической музыке: концертам Шумана, Сен-Санса, Дворжака, сонатам Шуберта, Шопена, Брамса, Франка, Рахманинова и других композиторов. Именно здесь ярче всего проявлялась свойственная ему красота и полнота виолончельного звука. Однако столь же хорошо удавались ему и музыка более ранних эпох (сюиты Баха, сонаты Бетховена, концерты Гайдна), и репертуар XX века (Дебюсси, Прокофьев, Мийо, Стравинский...); сотрудничал он и с композиторами-современниками – Дмитрием Шостаковичем, Мечиславом Вайнбергом, Дмитрием Кабалевским, Борисом Араповым. Шафран впервые исполнил ряд их сочинений, в том числе – ему посвященных.
Хотя Шафран почти никогда не преподавал, его влияние на многих виолончелистов следующих поколений оказалось огромным, а высочайшее профессиональное мастерство и безупречное чувство вкуса снискали ему мировую славу. Искусство музыканта запечатлено на многочисленных записях, выпущенных на пластинках и компакт-дисках.