Санкт-Петербург, Концертный зал

Млада


концертное исполнение оперы

Cпектакль сопровождается синхронными титрами на русском и английском языках
Спектакль перенесен, дата будет объявлена позднее
Шестой спектакль 9-го абонемента

Музыка и либретто Николая Римского-Корсакова
на основе сценария Степана Гедеонова и Виктора Крылова


ИСПОЛНИТЕЛИ:
Мстивой – Вадим Кравец
Войслава – Анастасия Щеголева
Яромир – Сергей Скороходов
Вегласный жрец Радегаста – Владислав Куприянов
Лумир – Екатерина Крапивина
Морена – Анна Кикнадзе
Новгородец – Станислав Леонтьев
Варяг – Александр Герасимов
Тиун – Евгений Чернядьев
Мавр из Халифата – Александр Тимченко

Хор и Симфонический оркестр Мариинского театра
Главный хормейстер – Андрей Петренко
Ответственный концертмейстер – Марина Мишук

Краткое содержание

Действие происходит в IX или X веке в славянских землях Балтийского поморья, в городе Ретре близ Лабы (Эльбы).

Вступление
Княжна Млада

Первое действие
Замок ратарского князя Мстивоя. Девушки плетут венки для предстоящего праздника Купалы. Неспокойно на душе у Войславы: страстная любовь к молодому князю Яромиру толкнула ее на преступление – в сговоре с отцом она отравила с помощью золотого кольца свою соперницу и невесту Яромира, руйскую княжну Младу. Князь Мстивой негодует на то, что Яромир холоден к его дочери. Он лелеет корыстную мечту сделать Яромира своим зятем, чтобы присоединить к Ретре арконские земли. Тщетно Войслава призывает на помощь богиню любви Ладу. Старая нянька Святохна убеждает ее, что помощи нужно искать у Морены, богини подземного царства. Сердце Яромира будет принадлежать Войславе, если она согласится навеки стать рабыней богини зла. Войслава согласна. Раздается гром, все погружается во мрак, а на месте Святохны оказывается Морена. Богиня предупреждает девушку, что из царства тьмы нет возврата, и, отметив ее своим знаком, исчезает.
К Мстивою на праздник Купалы прибывает Яромир со свитой. Чары Морены начинают действовать – Яромир покорён красотой Войславы и клянется ей в любви. Мстивой приглашает гостей принять участие в пляске. Пока все готовятся к празднику, Яромир засыпает. Ему грезится сад, в котором он объясняется в любви княжне Младе. Светлые видения сменяют друг друга. Вот храм Световида в Арконе, где происходит бракосочетание Яромира и Млады. Среди гостей – любимая подруга Млады, Войслава. Она дарит невесте золотое обручальное кольцо. Млада надевает его и падает мертвой на руки Яромира. В смятении Яромир пробуждается. Слуги Мстивоя зовут его на праздник.

Второе действие
Долина перед Ретрою на берегу Долинского озера, вдали виден храм Радегаста. На праздник Купалы собрался торговый люд из славянских и далеких земель. Между полабскими и новгородскими купцами едва не разгорается ссора, но их успокаивает баян Лумир, напоминая об общем враге, тевтонских христианах. Проходит княжеская процессия, и вегласный жрец начинает обряд гадания. Мстивой призывает гостей потешить полабских князей веселой пляской. Следуют друг за другом литовская и индийская пляски, после чего начинается хоровод – коло, в котором девушки и парни выбирают себе пару и целуются. Тень Млады встает между Войславой и Яромиром, и князь, оставив свою новую невесту, устремляется за призраком. Войслава в отчаянии взывает к Морене, чьи чары оказались слабее любви Яромира к Младе. Мстивой, уводя дочь, велит не прерывать игр и танцев.

Третье действие
Ночь на горе Триглав. Тени усопших душ слетаются со всех сторон, они кружатся в фантастическом танце. Восходит полная луна, она бросает свет на тень Млады, что манит за собой Яромира. Князь умоляет простить его и принять в мир безмолвных призраков. Духи отвечают ему, что конец разлуки уже близок. Млада, а вслед за ней и Яромир исчезают.
Месяц багровеет, раздается гром, начинается шабаш духов тьмы. В неистовом вихре танца проносятся исчадия ада. Морена просит Чернобога разрушить чары Лады и помочь Войславе получить Яромира. Чернобог решает призвать тень царицы Клеопатры, которая должна обольстить князя. Мрачное ущелье преображается в роскошный египетский дворец. Рабыни и танцовщицы развлекают возлежащую на богато убранном ложе Клеопатру. Из-под земли поднимается тень Яромира, рядом с ней возникает тень Млады. Клеопатра танцует, пытаясь обольстить Яромира. Крик петуха прерывает оргию, все мгновенно исчезает. Наступает утро, пробуждается природа, птицы поют. Очнувшись, Яромир решает направиться в храм Радегаста и просить жрецов объяснить значение его видений.

Четвертое действие
Храм Радегаста в Ретре. У храма Радегаста жрецы исполняют священный обряд. Яромир просит главного жреца разгадать его таинственный сон. Тот предлагает князю дождаться ночи, когда появятся тени покровительствующих ему пращуров, они и откроют правду. Спускается тьма. Голоса духов сообщают Яромиру: «Войслава отравила Младу. Отмсти!» Появляется Войслава. Она сама признаётся в своем злодеянии и умоляет Яромира полюбить ее. Вдруг на голове княжны зловеще вспыхивает огненный венец – знамение Морены. Яромир хватает ее за косу и поражает мечом. Умирая, Войслава кличет Морену. Богиня призывает темные силы, чтобы разрушить храм. Начинаются буря, землетрясение, озеро затопляет Ретру. Тьма рассеивается. На вершине Буж-камня появляются призраки Млады и Яромира. Их приветствуют спустившиеся с небес боги и светлые духи.

О концерте

Волшебная опера-балет «Млада» на сюжет из языческих времен западных славян была задумана в 1872 году археологом и искусствоведом, директором Императорских театров Степаном Гедеоновым как коллективный труд композиторов Кюи, Мусоргского, Римского-Корсакова, Бородина и Минкуса, но в такой форме она так и не увидела света рампы. Идея вернуться к позаброшенному либретто Виктора Крылова всплыла спустя 17 лет, на мемориальном вечере в память о Бородине, где собрались его музыкальные соратники. Римский-Корсаков с энтузиазмом ухватился за предложение, высказанное его учеником Анатолием Лядовым, и принялся за новую «Младу» (оркестровал он и бородинский финал версии 1872 года). В ход были пущены впечатления, полученные композитором на Парижской выставке летом 1889-го, где он услышал цевницу (флейту Пана) и подглядел танец девочки с кинжалом под звуки большого барабана: эти эффекты Римский-Корсаков использовал для сцены плясок у царицы Клеопатры, добавив для экзотичности колорита еще лиры и малые кларнеты. Фантазию композитора, по всей видимости, подхлестнула и встреча с вагнеровской тетралогией, которую в сезоне 1888–1889 годов в Мариинском театре впервые показала антреприза Анджело Ноймана. «Я решился не стесняться средствами и иметь в виду усиленный оркестр вроде вагнеровского в “Нибелунгах”», – признаётся он в «Летописи моей музыкальной жизни». Как и Вагнер, Римский-Корсаков в «Младе» имеет дело с архаикой, праисторией, богами и прочими сверхъестественными существами. Очевидны не только сюжетные параллели (прóклятое кольцо, заключительный апофеоз, включающий бурю, наводнение вместе с гибелью Ретры и шествие светлых богов по облакам), но и музыкальные: вступление к третьему действию – «Ночь на горе Триглав» – рифмуется с вступлением к «Золоту Рейна». Дирижер Русской оперы Эдуард Направник, готовивший премьеру «Млады», сетовал на звуковую многосложность сочинения: «В ней нет обычной корсаковской простоты других его опер. Понадобился удвоенный оркестровый аппарат духовых групп, присоединение не имевшихся до сих пор инструментов не только в оркестре, но и на открытой сцене».
Героиня, чьим именем названа опера-балет, умирает еще до начала действия. Она является возлюбленному во сне, чтобы изобличить свою убийцу, Войславу, и спасти князя Яромира. Следуя за тенью бессловесной Млады (мимическая роль), читай – сильфиды, герой оказывается на горе Триглав, среди блаженных теней, танцующих «Фантастическое коло»: подобно царству блаженных теней в «Баядерке», оно тоже исполнялось кордебалетом мариинских танцовщиц в белых пачках.
Сам композитор признавал, что «Млада» страдает от неразвитости драматической части, и позже даже планировал поручить переделку либретто Владимиру Бельскому, своему соавтору в операх «Садко», «Сказка о царе Салтане», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» и «Золотой петушок».
Большие танцевальные сцены, яркие звуковые фрески воссоздают жизнь древних славян, их обряды и быт. Партитура «Млады» едва ли не самая изощренная и сложная во всем наследии композитора. На театральных подмостках это произведение появляется крайне редко. Поставленная впервые в Мариинском театре при жизни композитора, «Млада» ушла из репертуара после шести представлений. На этой сцене она появлялась в 1923 году, а в следующий раз – лишь на юбилейных торжествах в честь композитора в 2004-м.


Возрастная категория 12+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход

Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)