Санкт-Петербург, Концертный зал

Венский бал со Страдивари-ансамблем

Театрализованный концерт


Повтор концерта 15 декабря 2020 года

ИСПОЛНИТЕЛИ:
Екатерина Санникова
Александр Трофимов
Гамид Абдулов

Страдивари-ансамбль Мариинского театра
при участии артистов Симфонического оркестра
Солист и дирижер  – Лоренц Настурика-Гершовичи (скрипка)


В ПРОГРАММЕ:
польки, вальсы, фрагменты из оперетт: «Летучая мышь» Иоганна Штрауса, «Страна улыбок» и «Веселая вдова» Франца Легара, «Королева чардаша» и «Графиня Марица» Имре Кальмана

Режиссер концерта – Екатерина Малая


2020 год завершается в Мариинском театре под звуки упоительных вальсов, зажигательных полек и ласкающих слух напевов. На афише появилась «Летучая мышь» – лучшая оперетта Иоганна Штрауса, а в концертном зале зазвучали самые лакомые номера из венских оперетт. Когда-то первых зрителей «Летучей мыши» буквально «качало на волнах» штраусовской музыки: они притоптывали, кивали и раскачивались. И, конечно, они улыбались! Сегодня Мариинский театр дарит также же приподнятое праздничное настроение гостям «Венского бала» – концерта, составленного из музыки не только «короля вальсов», но и его преемников, великих мастеров легкой – в самом лучшем смысле этого слова – музыки: Франца Легара и Имре Кальмана.

Название концерта переносит слушателей в Вену, где в зимнее время года традиционно проводятся танцевальные вечера, а сезон самых пышных балов открывается новогодней ночью. История венского бала, который сегодня признан культурным достоянием всего мира, уходит в стародавние времена. Так, одна из венских хроник сообщает, что в XIII веке при дворе состоялся прием, во время которого танцевали день и ночь целую неделю. До XVIII века включительно традиции танцевальных праздников в Австрии развивались двумя параллельными линиями: знатное сословие устраивало церемониальные балы, простонародье развлекалось на пирушках и карнавалах. Первый шаг к их сближению сделал Иосиф II – кайзер моцартовского времени. Просвещенный монарх приглашал незнатных венцев в Хофбург, а сам, в свою очередь, посещал народные праздники, скрывая свою персону под маской. Среди танцевальных ритмов австрийцы всегда любили трехдольные; из такого плавного трехдольного танца – лендлера – в  XVIII веке родился венский вальс. Слова «вальс» происходит от слова «кружиться» и передает самое главное качество этого танца: он кружит голову в прямом и переносном смысле. Вальсирующие кавалер и дама непрерывно кружатся и находятся очень близко друг от друга: это было чем-то неслыханным!

Одна из кульминаций истории венского бала – Венский конгресс 1814–1815 годов, тот самый, о котором венский дипломат сказал Le congres danse mais il ne marche pas – «Конгресс танцует, но не продвигается». Месяцами Вена танцевала, празднуя окончание наполеоновских войн и установление мира на долгие годы. Другая важная веха – 1862 год, когда венский театр Ан дер Вин получил высочайшее разрешение проводить у себя балы; образцом для подражания служили знаменитые балы в Парижской опере. Именно в театре Ан дер Вин в 1784 году прошла премьера «Летучей мыши». Там же в качестве дирижера работал Легар, там же была поставлена «Веселая вдова», дуэт из которой прозвучит на концерте. А в 1877 году состоялся первый бал в Венской придворной опере. В ХХ веке, несмотря на все потрясения, венские балы продолжались: традиция прерывалась только в самые горькие годы войны и разрухи.

До последнего времени в Вене проводилось около 450 балов в год. Сегодня бальные залы опустели из-за пандемии, однако у петербургских слушателей есть возможность услышать музыку венского бала и проникнуться его духом. В концерте участвуют артисты, занятые также в подготовке премьеры «Летучей мыши». Помимо фрагментов из оперетт великолепной тройки Штраус–Легар–Кальман на концерте будет исполнен танец, покоривший мир в ХХ веке – танго. В финале концерта в ритме вальса прозвучит всеми любимое Libiamo, libiamo – заздравная из «Травиаты» – и новогодний музыкальный сюрприз.

Darf ich bitten? – этими учтивыми словами на венских балах приглашают на танец. «Позвольте пригласить!» – обращается к петербуржцам Мариинский театр. Отказаться невозможно!


В соответствии с изменениями в постановлении Правительства Санкт-Петербурга № 121 зрители младше 16 лет на концерт не допускаются.

Об исполнителях

Страдивари-ансамбль Мариинского театра – коллектив музыкантов, играющих на старинных и уникальных по звучанию струнных инструментах, созданных мастерами кремонской школы. Ансамбль возник по инициативе художественного руководителя-директора Мариинского театра Валерия Гергиева, играют в ансамбле лучшие инструменталисты, ведущие солисты Симфонического оркестра театра. Популярные и всеми любимые классические произведения в их исполнении звучат совсем иначе, чем обычно в концертах, благодаря богатейшим и очень красивым тембрам инструментов работы Амати, Страдивари, Гварнери, Гваданини и Гофриллера.

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход