Санкт-Петербург, Концертный зал

Кащей Бессмертный

опера (осенняя сказочка) в одном действии, трех картинах

Спектакль сопровождается синхронными титрами на русском и английском языках

Исполнители

Дирижер –

Тимур Зангиев

Кащей Бессмертный – Андрей Попов
Кащеевна – Екатерина Сергеева
Царевна Ненаглядная Краса – Ангелина Ахмедова
Иван-королевич – Ефим Завальный
Буря-богатырь – Павел Шмулевич

Авторы и постановщики

Музыка Николая Римского-Корсакова
Либретто композитора и его дочери Софьи по сценарию Евгения Петровского

Режиссер-постановщик – Вячеслав Стародубцев
Художник-постановщик – Петр Окунев
Художник по свету – Сергей Скорнецкий
Художник видеоконтента – Вадим Дуленко
Пластическое решение – Сергей Захарин
Ответственный концертмейстер – Ирина Соболева
Дирижер – Тимур Зангиев

Краткое содержание

Картина первая
Уныло и мрачно в Кащеевом царстве. Глухая осень. В заточении томится Царевна Ненаглядная краса, насильно разлученная со своим возлюбленным Иваном-королевичем («Дни без просвета, бессонные ночи, как зимние тучи, проходят бессменной чредою…»). Входит Кащей. Царевна молит, чтобы злобный кудесник дал ей возможность повидать жениха. Кащей дает Царевне волшебное зеркальце, в котором она видит дочь Кащея, а рядом с ней Ивана-королевича. Кащей тоже заглядывает в зеркало и видит там свою смерть. В испуге он посылает Бурю-богатыря к дочери узнать, по-прежнему ли крепко она хранит его смерть. Царевна просит Бурю-богатыря разыскать ее суженого и рассказать ему, как томится она в неволе. Буря-богатырь устремляется в Тридесятое царство, где живет Кащеевна.
Кащей рассказывает о тайне своего бессмертия, которое заключено в слезинке его дочери – пока Кащеевна не проливает слез, ничто не грозит волшебнику («Природы постигнута тайна: мной найден бессмертия дар»). Затем он зовет Царевну и просит убаюкать его песней, но она не желает идти в терем. Рассердившись, Кащей нагоняет на царство метель и вьюгу.

Картина вторая
Скалистый остров у моря. Лунной ночью выходит к морю Кащеевна с кубком волшебного питья, который она предлагает молодым витязям перед тем как убить их («Настала ночь, затихнул ветерок. Благоуханный мрак кругом разлит, и волны хищные сильнее плещут»). Появляется Иван-королевич. Прекрасная природа заставляет его с новой силой тосковать по Царевне («О, слушай, ночь, и сад благоуханный, ночные волны, звезды и цветы!»). Кащеевна протягивает Королевичу кубок. Он осушает его и попадает под власть волшебных чар Кащеевны. Дочь волшебника тоже увлечена витязем («На ладье золотой в море сладостных грез унесет нас с тобой бурной страсти волна»). Царевич засыпает, и Кащеевна заносит над ним меч, но в нерешительности останавливается. Внезапно врывается гонец Кащея Буря-богатырь. Буйный ветер развеивает чары волшебницы – очнувшись от сна, Иван-королевич устремляется с Бурей-богатырем в Кащеево царство. Туда же мчится Кащеевна.

Картина третья
Кащей спит в терему, а Царевна, сидя на крылечке, напевает ему зловещую колыбельную («Баю, бай, Кащей седой! Баю, бай, бессмертный, злой!»). Буря-богатырь приносит в Кащеево царство Ивана-королевича. Влюбленные с радостью приветствуют друг друга («Разлуки минул час, со мною друг желанный»). Королевич увлекает Царевну за собой на волю, но на их пути встает Кащеевна. Любовь пробудилась в ее холодном сердце. Она умоляет Королевича остаться с нею, обещая дать свободу Царевне. Движимая внезапным чувством сострадания, Царевна целует Кащеевну. Сердце Кащеевны смягчается, из ее глаз льются слезы («Мои глаза впервые плачут. И как роса цветок душистый, мне слезы сердце освежают…»). Кащеевна превращается в прекрасную плакучую иву, а вместе с ее слезами к Кащею приходит смерть.
Невидимые голоса возвещают о смерти Кащея. Буря-богатырь широко распахивает ворота – из царства смерти открыт путь в царство любви и свободы.

О спектакле

Исследователи делят оперы Римского-Корсакова на эпические, сказочные, исторические, гоголевские. «Кащей Бессмертный», написанный в 1901–1902 годах, когда композитор уже был автором одиннадцати сочинений в этом жанре, не вписывается ни в одну из категорий. Опера названа автором «осенней сказочкой» (в противоположность «весенней сказке» «Снегурочка»), что указывает на ее мрачный колорит, необычный для композитора, лучшие сочинения которого связаны со светлой, возвышенной лирикой, часто любовной. Вторая часть авторского комментария не менее интересна: несмотря на фольклорный сюжет, сказочной оперу можно назвать только условно, и Римский-Корсаков сам подчеркивает эту условность в ироничном обозначении «сказочка».
Главные герои оперы лишены индивидуальных характеристик, это не столько конкретные личности, сколько символические фигуры. Не случайно в сюжете произведения часто видят политический подтекст, трактуя образ Кащея как олицетворение самовластия и деспотизма. Композитор не отрекался от такой интерпретации, но это, конечно же, только одна из граней содержания оперы. Парадоксальным образом Кащей – самый яркий и сценически выигрышный образ сочинения. При всей своей мрачности это не стопроцентное зло, а зло в васнецовских серых тонах, которому далеко до инфернальной нежити XX века. Оно не убивает, а только лишает свободы и, возможно, воплощает инертные, сковывающие силы в душе человека. Вот почему ему противопоставлен не Иван-королевич, а Буря-богатырь – символ неуправляемой иррациональной стихии, лишь временно подчиненной холодному разуму.
Положительные образы в опере скованы, оплетены тенью зла, а их лирические излияния отмечены налетом искусственности, как будто живые чувства могут разрушить тщательно сконструированный «осенний» мир. Полагающийся по сюжету катарсис также лишь намечен в финале: после гибели Кащея композитор дает героям пропеть всего несколько строк, а затем завершает оперу. Остающееся ощущение недосказанности – намеренное и представляет собой особый художественный прием, который позволяет сохранить цельность атмосферы произведения. Во многом «Кащей» – экспериментальная опера. Смелость музыкального языка (предельная для композитора, который до самого конца оставался приверженцем «традиционных ценностей» в музыке) сочетается в ней с необычной образной системой и драматургией.
Либретто на сюжет русской сказки было предложено Римскому-Корсакову критиком Евгением Петровским в ноябре 1900 года и заинтересовало композитора, хотя и потребовало значительной доработки. Музыка создавалась с июня 1901-го по март 1902 года, а премьера прошла 12 декабря 1902 года в Частной опере Мамонтова, на сцене Солодовниковского театра в Москве. Публика и критики приняли сочинение с энтузиазмом, но открытость политическим интерпретациям не позволила поставить оперу на большой сцене вплоть до 1917 года, когда она наконец прозвучала в Большом театре. На сцене Мариинского театра оперу ставили в 1919 и в 1993 годах.
Екатерина Юсупова


Премьера постановки: 26 марта 2019 года, Концертный зал Мариинского театра, Санкт-Петербург


Продолжительность спектакля 50 минут


Почитать об истории спектакля, посмотреть эскизы костюмов и исторические фотографии можно на виртуальной выставке «Римский-Корсаков в Мариинском».

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход

Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 28 июля 2012 г. N139-Ф3 "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и отдельные законодательные акты Российской Федерации