Санкт-Петербург, Мариинский-2

Чародейка

опера в четырех действиях

Сопровождается синхронными титрами на русском и английском языках

Исполнители

Настасья – Мария Баянкина
Князь Никита Данилыч Курлятев – Владислав Сулимский
Княгиня Евпраксия Романовна – Анна Кикнадзе
Княжич Юрий – Александр Михайлов
Мамыров – Станислав Трофимов

Ансамбль солистов Академии молодых оперных певцов Мариинского театра

Авторы и постановщики

Музыка Петра Чайковского
Либретто Ипполита Шпажинского

Музыкальный руководитель – Валерий Гергиев
Режиссер-постановщик – Дэвид Паунтни
Художник-постановщик – Роберт Иннес-Хопкинс
Хореограф – Ренато Дзанелла
Художник по костюмам – Татьяна Ногинова
Художник по свету – Мими Джордан Шерин
Адаптация света на сцене Мариинского-2 – Егор Карташов
Хормейстер – Павел Теплов
Ответственный концертмейстер – Ирина Соболева
Балетмейстер-репетитор – Дмитрий Корнеев

Краткое содержание

Первое действие
У молодой вдовы Настасьи, прозванной в округе Кумой, собрались попировать нижегородские люди. Красота и приветливый нрав привлекают к Куме немало гостей разного чина и звания. Но есть и те, которые считают ее колдуньей, чародейкой.
Идет шумная гульба. Настасья поет гостям о бескрайнем волжском просторе, рождающем в душе жажду такого же бескрайнего, беззаветного чувства.
Неожиданно разносится весть о приближении великокняжеского наместника Никиты Курлятева, отца княжича Юрия, которого безответно любит Настасья. Князь Курлятев прибыл сюда по доносу дьяка Мамырова, чтобы разогнать «бесовское гульбище». Однако, пораженный красотой Настасьи, ее разумной, смелой и приветливой речью, князь внезапно меняет гнев на милость. Он принимает из рук хозяйки чашу вина, одаривает перстнем и, захмелев, по подсказке Настасьи, приказывает старому дьяку Мамырову плясать на потеху гостям.

Второе действие
Княгиня, покинутая князем, горюет и негодует. Она требует, чтобы Мамыров рассказал ей всю правду о князе. Тот сообщает, что наместник часто бывает на постоялом дворе у Кумы. Княгиня клянется отомстить обидчице. Она приказывает Мамырову разузнать о неверности князя.
Княжич Юрий души не чает в своей матери. Он обеспокоен тем, что княгиня мрачна и несчастна, но та не называет ему причины своих горестей.
Мамыров подкупает чернеца Паисия и просит его следить за Кумой. Князь понимает, что страсть к Куме разрушает его семью. Разговор с княгиней перерастает в ссору. Князь угрожает княгине расправой.
Во дворец врывается разъяренная толпа. Народ возмущен непомерными налогами, которыми обложил его Мамыров. Молодой княжич Юрий успокаивает людей и уговаривает их разойтись. Мамыров Рассказывает Юрию, что причиной страданий его матери является Кума. Юрий обещает убить околдовавшую отца чародейку.

Третье действие
Старый князь у Кумы. Он молит ее о любви, сулит богатые подарки. Напрасно: Кума с негодованием отвергает его. Князь угрожает Настасье, но тщетно. Взбешенный князь уходит. Он и не догадывается, что слывущая легкомысленной Кума давно и безнадежно любит его сына.
Вбегает подруга Кумы с недоброй вестью: княжич Юрий поверил злым наговорам и поклялся убить Настасью. Но это не страшит Куму. Теперь она сможет, наконец, открыть княжичу свою любовь.
Врывается Юрий, полный решимости расправиться с обидчицей матери, но останавливается, восхищенный красотой Настасьи. В душе Юрия разгорается ответное чувство.

Четвертое действие
Настасья и Юрий решаются бежать из родных мест.
Но первой на месте встречи оказывается княгиня, которую Паисий привел к Мамырову, переодетому знахарем Кудьмой, за отравой. Княгиня решила отомстить за мужа и сына. Появляется Настасья, которая ждет Юрия. В это время к Куме подходит княгиня в одежде нищей странницы. Она успевает напоить Настасью отравленной водой.
Княжич возвращается, но яд уже начал действовать. Княгиня выдает себя. Княжич Юрий не может сделать выбор между матерью и возлюбленной. Кума умирает.
Появляется старый князь. Он хочет знать, что случилось с Кумой. Заподозрив, что Юрий куда-то скрыл Настасью, князь в исступлении убивает сына. Князь-сыноубийца сходит с ума.

О спектакле

Два переплетенных любовных треугольника, ревность, измена, месть, побег, колдун, яд, два убийства, одно помешательство и ужасная гроза под занавес: в «Чародейке» есть полный комплект самых проверенных средств романтической оперы XIX века. «Чародейка» написана великим композитором, находившимся на пике творческой формы, и популярным драматургом, впервые попробовавшим себя в качестве либреттиста. Это обстоятельство определило облик оперы, чья музыка гениальна от увертюры до финала, а драматургия по своим достоинствам не всегда ей соответствует. Люди, их чувства, их отношения выписаны тонко, глубоко и живо; ситуации же, в которые они попадают, зрителю, особенно – современному, нередко кажутся чересчур мелодраматичными. Эта черта «Чародейки» повлияла на ее не слишком счастливую сценическую судьбу. Несмотря на то что в музыкальном плане она ни в чем не уступает ни «Евгению Онегину», который был написан почти десятилетием раньше, ни «Пиковой даме», созданной три года спустя, услышать ее на оперной сцене можно нечасто. Нынешнее исполнение «Чародейки» в Мариинском театре – первое после десятилетнего перерыва.
«Чародейка» – любимое детище Чайковского, ей он отдал два года напряженной работы (1885–1887) в живописной усадьбе Майданово, где композитор снимал господский дом. Корреспонденция и дневник Чайковского документируют этапы этой работы, которая то приводила в полный восторг, то доводила до нервного истощения. У композитора не было готового либретто: Ипполит Шпажинский присылал его частями, и Чайковский в письмах выражал ему свои пожелания. 20 октября 1887 года состоялась премьера в Мариинском театре; четырьмя первыми представлениями дирижировал автор. Пели выдающиеся певцы мариинской сцены, среди которых – Иван Мельников (Князь), Мария Славина (Княгиня), Федор Стравинский (Мамыров). Успеха опера не имела и выдержала только 12 представлений. Чайковский переживал неудачу очень тяжело; в письме к Надежде фон Мекк он писал: «Я непоколебимо убежден, что “Чародейка” – лучшая моя опера, а между тем ее скоро сдадут в архив».
Место «Чародейки» действительно не в архиве, а на современной театральной сцене. Любовь и свобода – две ее главные темы – относятся к категории вечных. «Чародейка» – почти трактат о разных видах любви. Любовь Кумы к Княжичу – преображающая, безоглядная, всеохватывающая любовь независимой молодой женщины. Любовь Княжича к Куме – первая пылкая любовь юноши, в этой любви отделившегося от родителей вплоть до отречения. Любовь Князя к Куме – почти животная, мучительная, удушливая страсть немолодого жестокого человека, привыкшего к насилию. Супружеская любовь Князя и Княгини растоптана обоими: его похотливостью, ее мстительной ревностью. Материнская любовь Княгини к Княжичу переворачивает ей душу, и в «бешеной аристократке» (Чайковский) мы в последний момент успеваем увидеть мать, рыдающую о погибшем ребенке.
Тема любви почти всегда связана с темой свободы. Символом свободы в «Чародейке» становится русский пейзаж, необъятная ширь-простор, куда, как поет Кума, хочется улететь вольной птицей. Тоска о свободе пронизывает всю оперу. К Куме на постоялый двор, стоящий на слиянии Волги и Оки, приходят именно за вольным воздухом – в прямом и переносном смысле. Любовь Кумы и Княжича может жить только в условиях полной свободы – и от сословного уклада, и от самоуправства родителей, – потому и бегут они, беря великую реку себе в помощники. Наоборот, несвобода приводит к насилию, которое Князь совершает в рабстве у своей «любви», а Княгиня и Мамыров – в рабстве у своей «чести».
«Слушатель-зритель выйдет из театра потрясенный, но примиренный и удовлетворенный», – написал Чайковский Шпажинскому об их совместном творении. «Чародейка» обещает это и сегодняшнему зрителю.
Христина Стрекаловская


Постановка Мариинского театра в сотрудничестве с Национальным театром Сан-Карлуш

Мировая премьера: 20 октября 1887 года, Мариинский театр, Санкт-Петербург;
Премьера постановки в Мариинском театре: 29 июня 2003 года


Продолжительность спектакля 3 часа 40 минут
Спектакль идет с одним антрактом

Возрастная категория 12+

Чародейка
в афише
5 апреля 2019, 19:00
7 апреля 2019, 17:00
Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход

Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 28 июля 2012 г. N139-Ф3 "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и отдельные законодательные акты Российской Федерации