Санкт-Петербург, Мариинский-2

Боярыня Вера Шелога
 Псковитянка 

oпера в трех действиях (постановка 1952 года) с прологом «Боярыня Вера Шелога» (премьера)

Cпектакль сопровождается синхронными титрами на русском и английском языках
«Воскресное предисловие» c Виктором Высоцким за час до начала спектакля

Исполнители

Cостав исполнителей будет объявлен позднее

Авторы и постановщики

Музыка Николая Римского-Корсакова
Либретто Николая Римского-Корсакова по драме Льва Мея


Музыкальный руководитель – Валерий Гергиев
Режиссер-постановщик – Юрий Лаптев
Подбор декораций и костюмов – Петр Окунев
Художник по видео – Вадим Дуленко
Художник по свету – Егор Карташов
Ответственный концертмейстер – Ирина Соболева

Декорации и костюмы Ф.Ф. Федоровского из оперной постановки Юрия Лаптева «Псковитянка»

Краткое содержание

Пролог «Боярыня Вера Шелога»

Псковский боярин Иван Шелога уехал на войну. Его жена Вера в отсутствие супруга родила дочь Ольгу. Сестра Веры, Надежда, обсуждает со своей нянькой Власьевной, почему ее красавица сестра тоскует. Говорят они и о скором возвращении жениха Надежды, князя Юрия Токмакова. Доносится колыбельная, которую Вера поет дочери. Пока младенец спит, женщина открывает сестре страшную тайну: ее ребенок – не от мужа. Она готова вручить супругу топор, чтобы снять с себя грех. Вера рассказывает, как пошла в Печерский монастырь поклониться святым угодникам и заплутала; как не смогла потом отказать своему избавителю, «из бояр боярину», которого полюбила; как он оставил ее, женившись на Настасье Романовой. Слышны звуки трубы – на пороге показывается Иван Шелога вместе с князем Токмаковым. Вера в смятении, она просит не трогать дитя. Удивленный супруг спрашивает, чей ребенок. Надежда, падая на колени, восклицает: «Мой!»

О спектакле

«Псковитянка» – оперный первенец и самый «трудный ребенок» Римского-Корсакова. Это единственное в мировой оперной литературе произведение, работа над которым продолжалась – в той или иной форме – 35 лет! Замысел «Псковитянки» возник у композитора в 1868 году, премьера (в первой редакции) состоялась на сцене Мариинского театра 1 января 1872 года. Затем последовали вторая редакция (1876–1877), не отданная композитором на сцену и не изданная, и третья, окончательная (1891–1894). В промежутке между ними из музыки второй редакции композитор создал увертюру и антракт к драме Льва Мея «Псковитянка». Но и после премьеры финальной версии оперы в 1895 году мысли о «Псковитянке» не оставляли Римского-Корсакова. В 1898-м из материалов второй редакции возникла новая опера – «Боярыня Вера Шелога», задуманная композитором как пролог к «Псковитянке». Кроме того, изменения в партитуру третьей редакции вносились автором при каждой театральной постановке, вплоть до 1903 года, когда 28 октября она была впервые исполнена на сцене Мариинского театра.

Премьера оперы прошла с большим воодушевлением и вызвала успех. По словам известного критика Германа Лароша опера «ожидалась публикою с высоко-возбужденным и сочувственным нетерпением… Прием, которым публика почтила оперу на первом представлении… нельзя считать просто сочувственным, это был ряд оваций. Композитора вызывали при каждой перемене декораций, иногда по два и три раза». «Псковитянка» прошла 10 раз при полных сборах и успехе у зрителей.

Написанная молодым автором «Псковитянка» произвела большое впечатление прежде всего на молодежь. Опера полюбилась петербургскому студенчеству. После премьеры самый популярный хор из оперы – песню псковской вольницы – можно было часто услышать в стенах Университета и Медико-хирургической академии. Мнения же критиков разделились. Оппоненты «Могучей кучки» оперу, посвященную автором «дорогому мне музыкальному кружку», в основном критиковали. Сочувствующие же Римскому-Корсакову рецензенты «Псковитянку» в целом похвалили. В репертуаре театра опера продержалась почти два года, после чего была снята и в дальнейшем в первой редакции нигде не ставилась.

Премьера «Псковитянки» в третьей редакции состоялась уже в другую эпоху, когда в Мариинском театре активно действовал Федор Шаляпин. Он и выступил в роли Ивана Грозного. Впервые она была исполнена Шаляпиным 12 декабря 1896 года в премьерном спектакле «Псковитянки» в Частной опере Саввы Мамонтова. В течение многих лет Шаляпин углублял и совершенствовал свою трактовку образа Грозного, достигнув в итоге выдающегося художественного результата. Для самого артиста эта роль стала в некотором роде эмблематической: благодаря тиражированию в тысячах фотопортретов и почтовых карточек, образ Шаляпина–Грозного получил у современников большую популярность.

Сегодня «Псковитянка» в Мариинском театре идет в классической постановке 1952 года, капитальное возобновление которой состоялось в 2008 году. Под руководством Вячеслава Окунева и Татьяны Ногиновой были восстановлены сгоревшие в театральных мастерских реалистически подробные декорации и костюмы великого отечественного сценографа Федора Федоровского. По словам режиссера возобновления Юрия Лаптева, эстетика, опирающаяся на принцип исторической достоверности, «требует максимальной концентрации, максимального умения владеть психофизическим состоянием, воплощать свой образ и нести его на протяжении каждой минуты».
Владимир Горячих


Премьера постановки: 18 марта 2019 года, Мариинский-2, Санкт-Петербург


Почитать об истории спектакля, посмотреть эскизы костюмов и исторические фотографии можно на виртуальной выставке «Римский-Корсаков в Мариинском».

Возрастная категория 12+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход

Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 28 июля 2012 г. N139-Ф3 "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и отдельные законодательные акты Российской Федерации