Санкт-Петербург, Концертный зал

Моцарт. «Директор театра». Симфония № 39


Триада поздних симфоний Моцарта

ИСПОЛНИТЕЛИ:
Франк – Андрей Горбунов
Буфф – Денис Беганский
Госпожа Херц – Лариса Юдина
Госпожа Зильберкланг – Юлия Сулейманова
Господин Фогельзанг – Дмитрий Воропаев

Симфонический оркестр Мариинского театра
Дирижер – Антон Гаккель


В ПРОГРАММЕ:
Вольфганг Амадей Моцарт
«Директор театра»
комедия с музыкой в одном действии
Либретто Иоганна Готлиба Штефани (русские диалоги – Глеб Черепанов)
Музыкальный руководитель – Лариса Гергиева

Симфония № 39 ми-бемоль мажор, KV 543

О концерте

Публика всегда хотела узнать, что же происходит по ту сторону рампы, особенно же ее привлекают околотеатральные слухи, скандалы, интриги. Так было и два, и три века назад. В 1786 году австрийский император Иосиф II устроил состязание Моцарта и Сальери, заказав обоим одноактные оперы на закулисные сюжеты. Тогда выиграл Сальери, но суд истории – справедливо или нет – отдал победу Моцарту.

Зингшпиль Моцарта «Директор театра», представленный на тот конкурс, написан на нестареющий сюжет: импресарио (или, как сказали бы сегодня, продюсер) Франк устраивает кастинг в свою новую труппу. Каждая певица хочет быть примадонной, а певец – премьером, и для достижения этой цели и получения высокого гонорара они готовы на всё. Разумеется, в финале побеждает дружба.

В зингшпиле не только поют, но и разговаривают, поэтому перипетии сюжета понятны и неискушенному зрителю. Соревнуясь друг с другом, певцы исполняют коронные арии из своего репертуара, что дает возможность включить в спектакль популярные оперные номера. А то, что действие происходит на сцене театра во время репетиций, позволяет разыгрывать эту историю в любой театральной декорации, в том числе и вечернего афишного представления.

Благодаря небольшой продолжительности, яркой сюжетной интриге, виртуозным ариям на грани вокальных трюков эта опера может стать удачным выбором для первого посещения Мариинского театра.

 

Три последние симфонии Вольфганга Амадея Моцарта были написаны летом 1788 года для серии концертов по подписке. Скорее всего, концерты так и не состоялись. Достоверных данных об исполнении этих симфоний при жизни композитора нет, но велика вероятность, что соль-минорная все-таки была хотя бы раз сыграна. Больше до конца своей жизни Моцарт к жанру симфонии не обращался.
Три симфонии написаны для сходного состава оркестра с небольшими вариациями: в 39-й нет гобоев, в 40-й гобои есть, но нет кларнетов, труб и литавр (позднее Моцарт все же добавил партии кларнетов, так что дирижеры вольны выбирать между двумя версиями), в 41-й участвуют все инструменты, кроме кларнетов. За исключением менуэтов и второй части 39-й симфонии, остальные части трех симфоний написаны в сонатной форме, трактованной с максимальным разнообразием.

Открывающая триаду симфония № 39, подобно увертюре, начинается торжественным медленным вступлением. Главная тема Allegro написана в духе менуэта и мягко, изящно инструментована. Вторые части классических симфоний принято без колебаний признавать лирическими, но Andante con moto, то строгое и благородное, то драматичное, признать таковым трудно. Менуэт поначалу чуть грубоват, но вскоре его характер меняется, а в трио Моцарт дает слово кларнетам: первый играет соло, второй аккомпанирует. Финал в движении быстрого контрданса – наиболее «гайдновская» часть 39-й симфонии. На протяжении всего финала Моцарт настойчиво развивает одну и ту же тему, сперва излагаемую одними скрипками, и делает это не без юмора.

Меланхоличная симфония № 40, которая уже более двух веков любима слушателями, по составу оркестра почти камерная. В мечтательной второй части голоса струнных тесно сплетаются – как в любовных дуэтах из итальянских опер того времени. Знаменитый драматический менуэт сменяется церемонным трио. Финал вновь в некоторой степени «гайдновский», в духе его страстной и порывистой «Прощальной» симфонии.

Название «Юпитер» дано симфонии № 41 не автором и, скорее всего, не за мощь и великолепие, а лишь за одну деталь: первые три аккорда всего оркестра, вызвавшие у слушателей ассоциации с римским богом-громовержцем. В целом же музыка симфонии связана отнюдь не с языческой мифологией, но с практикой духовного самосовершенствования. Постоянный ступенчатый подъем, постепенное восхождение происходит на протяжении всей первой части (с отвлечением на шутливую заключительную тему). В гениальной второй части путь продолжается и явно ведет через испытания. Изящный менуэт после властного «призыва» духовых инструментов внезапно перерождается, музыка вдруг наполняется воодушевлением. В трио менуэта впервые звучит главная тема финала. Символично, что она также звучала в самой первой симфонии Моцарта, которую он написал еще ребенком.
Финал 41-й Моцарта впервые в истории симфонии стал ее наиболее весомой частью. Моцарт демонстрирует здесь мастерство полифониста, бесконечно комбинируя различные темы финала во все новых сочетаниях, пока наконец в коде все элементы не собираются вместе. Больше всего это напоминает работу каменщика, воздвигающего грандиозное здание.
Анна Булычёва

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход