Санкт-Петербург, Концертный зал

Александра Довгань (фортепиано) исполняет «Детский альбом» Чайковского.
Спектакль Приморской сцены Мариинского театра «Мавра»


I ОТДЕЛЕНИЕ
Петр Чайковский
«Детский альбом», цикл пьес для фортепиано

Исполняет Александра Довгань (фортепиано)


II ОТДЕЛЕНИЕ
Мавра (спектакль Приморской сцены Мариинского театра)
комическая опера в одном действии
Музыка Игоря Стравинского
Либретто Бориса Кохно по мотивам поэмы Александра Пушкина «Домик в Коломне»

Режиссёр-постановщик – Вячеслав Стародубцев
Художник-постановщик – Пётр Окунев
Художник по свету – Никита Курсов
Ответственный концертмейстер – Евгения Акишина

Солисты оперной труппы Приморской сцены Мариинского театра:
Параша – Анастасия Кикоть
Соседка – Лаура Бустаманте
Мать – Ирина Колодяжная
Гусар – Всеволод Марилов
Коломбина – Алена Уманец
Пушкин – Иван Синицын

Дирижер – Павел Смелков


Одноактная комико-бытовая опера «Мавра» была сочинена Стравинским в 1922 году и посвящена памяти Пушкина, Глинки и Чайковского. Эти имена определили характер замысла произведения. Самым возвышенным творениям Пушкина, Глинки и Чайковского не было чуждо ничто земное. Их авторы не боялись обвинений в «снижении стиля», умея находить очарование в простой жизни обычных людей и воплощать эту жизнь на её же языке. «Домик в Коломне», ставший сюжетной основой оперы, — рассказ о девице Параше и её ухажёре, переодетом кухаркой Маврой, — появился как ответ Пушкина на критику, что он не пишет «серьёзные» произведения во славу русского оружия. И вслед за Пушкиным Стравинский тоже иронически (то мягко-насмешливо, то острогротескно) трактует эту историю. Четыре персонажа оперы — легко узнаваемые герои бытовых комедий: сентиментальная барышня, мечтающая о женихе; падкий на любовные приключения Гусар; мать и соседка — кумушки, которые боятся всего, а наиболее — быть одураченными (что с ними, естественно, и происходит). Какими музыкальными средствами усилить комический эффект? Конечно, поместить разнообразные интонации XIX века (мотивы из опер «Жизнь за царя» и «Евгений Онегин», цыганский романс и водевильные куплеты) в новую систему отношений — сферу музыки ХХ века, где привычная связь между мелодией и аккомпанементом нарушена, и они сочетаются по принципу нарочитого несовпадения. Кроме того, партитура Стравинского создаёт впечатление, что «Мавра» идёт в сопровождении военно-духового оркестра, играющего где-то на улице, бульваре или в саду, — как бы за окнами того самого «Домика в Коломне».
Постановка Приморской сцены тоже идёт по пути Пушкина и Стравинского, предлагая решение в духе знаменитых русских водевилей с переодеваниями. В этой постановке водевильная по происхождению опера предстаёт именно такой пьесой, то есть маленькой комедией с музыкой — предшественницей оперетты и мюзикла. В ней музыкальные сцены прослаиваются разговорными, где использован текст «Домика в Коломне», не вошедший в либретто. Его исполняет загримированный под Пушкина актёр, предваряя и комментируя оперные события, а подчас выступая и непосредственным участником сценического действа. Ещё один дополнительный персонаж, отсутствующий у композитора, — балерина, также помогающая иллюстрировать определённые сюжетные моменты (например, танец цыганочки, о которой поёт Гусар). В сценическом оформлении спектакля — лаконичном, как сама опера — прослеживается аналогичное методу Стравинского сочетание примет стиля XIX столетия с элементами современной жизни. Важно и то, что маленькая опера «Мавра» ставит отнюдь не маленькие задачи перед солистами. Здесь особенно требуется быть не просто певцом, но певцом-актёром, не только успешно справиться со сложными вокальными партиями, но и создать яркий образ за короткий период своего пребывания на подмостках.
Надежда Кулыгина

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход