Санкт-Петербург, Зал Прокофьева

Великан


опера Сергея Прокофьева

Второй спектакль 49-го абонемента

Исполнители

Великан – Денис Беганский
Сергеев – Дмитрий Подражанец
Егоров – Дмитрий Колеушко
Устинья – Елена Горло
Царь – Павел Стасенко
Адьютант – Игорь Чикишев
Сережа Прокофьев, фортепиано – Василий Попов

Ансамбль солистов Академии молодых оперных певцов Мариинского театра

Продолжительность спектакля 40 минут
Спектакль идет без антракта

Возрастная категория 0+

Авторы и постановщики

Музыка и либретто Сергея Прокофьева

Музыкальный руководитель – Лариса Гергиева
Сценическое решение – Александр Маскалин
Хормейстер – Павел Теплов

 


Подобно Вольфгангу Амадею Моцарту – чудо-ребенку, сочинившему свои первые пьески на шестом году жизни, шестилетний Сережа Прокофьев подобрал на рояле «Индийский галоп», а его мама Мария Григорьевна перенесла музыку на нотную бумагу. Это первое из дошедших до нас произведений юного композитора. За ним последовали Вальс, Марш, Рондо и другие «песенки», как их называл сам автор. Появился даже переплетенный родителями альбом «Сочинений Сереженьки Прокофьева». Прокофьевы жили в украинском селе Сонцовка, где отец композитора Сергей Алексеевич служил управляющим в крупном имении.
«К моему музыкальному развитию мать относилась с большим вниманием и осторожностью. Главное, поддержать в ребенке интерес к музыке и, сохрани Бог, не оттолкнуть его скучной зубрежкой», – вспоминал спустя годы Сергей Сергеевич в «Автобиографии».
В 1900 году маленького Сережу родители впервые повезли на несколько недель в Москву. «В Москве меня взяли в оперу, на “Фауста”. Заиграли увертюру и подняли занавес… я сразу узнал и вальс, и марш, которые слышал от матери в Сонцовке. Вторая опера, которую я увидел, была “Князь Игорь“… В Сонцовку я возвратился с богатым запасом впечатлений. Во-первых, со Стеней, Сережей, Егоркой, Марфушей я стал играть в театр. Забившись в угол, мы выдумывали пьесу и затем разыгрывали ее родителям… Во-вторых, я явился к матери и заявил: “Мама, я хочу написать свою оперу“» («Автобиография»).
Марии Григорьевне затея сына показалась неисполнимой. Но девятилетний Сережа упорствовал и начал писать клавир. Замысел оперы рождался в разговорах и импровизациях со сверстниками и товарищами по театральным играм. Это была «страшная», но со счастливым концом история про грозного Великана и двух храбрых молодцов (Сергеев – автор оперы, и Егоров – его товарищ Егорка), которые защищают от Великана девицу Устинью (Стеня – сестра Егорки). Ремарка: «Действие происходит в некоем королевстве в 1900 году».
Не станем пересказывать подробно наивный сюжет и его неожиданный поворот в финале – зрители прекрасно разберутся сами. Текст и музыка, написанные Сережей Прокофьевым, еще по-детски непритязательны, но в них чувствуется живая фантазия, зарождающийся дар художника, умеющего нарисовать острохарактерный портрет оперного персонажа. «Предварительно мать села рядом со мной к роялю и проглядела манускрипт, выправив то, что было явно нелепо… “Великан” был переписан гувернанткой Луизой, а затем тетя Таня увезла ноты в Петербург, где они были переплетены в красное с золотом: “Великан”, опера в 3-х действиях сочинения Сереженьки Прокофьева».
В начале 90-х годов минувшего века клавир «Великана» был восстановлен Сергеем Сапожниковым по сохранившимся 12 страницам автографа и нотным примерам из каталога детских сочинений и «Автобиографии» Сергея Прокофьева.
Иосиф Райскин


Узнать больше об этой постановке, посмотреть фотографии с репетиций и спектаклей можно на виртуальной выставке «Прокофьев в Мариинском»


Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход

Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)