Санкт-Петербург, Концертный зал

Григорий Мелехов

опера в трех действиях (концертное исполнение)


Четвертый вечер 39-го абонемента

Музыка Ивана Дзержинского
Либретто композитора по мотивам романа Михаила Шолохова «Тихий Дон»


ИСПОЛНИТЕЛИ:
Григорий Мелехов – Иван Новосёлов
Аксинья – Эвелина Агабалаева
Наталья – Мария Соловьёва
Мишук – Дмитрий Григорьев
Прохор – Шота Чибиров
Генерал белой армии – Динар Джусоев

Солисты Академии молодых оперных певцов Мариинского театра
Художественный руководитель Академии – Лариса Гергиева

Симфонический оркестр Мариинского театра
Дирижер – Михаил Синькевич

О концерте

Имя композитора Ивана Ивановича Дзержинского (1909–1978) сегодня вспоминается главным образом в связи с его оперой «Тихий Дон» по 1-й и 2-й книгам романа М.А. Шолохова.
Получив первые уроки музыки в родном Тамбове, И. Дзержинский учится в Москве (в 1-м музыкальном техникуме у Б.Л. Яворского, в Техникуме имени Гнесиных в классе композиции М.Ф. Гнесина). В Ленинграде в 1930–1932 годах продолжает занятия в Центральном музыкальном техникуме в классе композиции П.Б. Рязанова. Среди первых сочинений композитора – «Поэма о Днепре», «Северные песни», «Весенняя сюита для фортепиано»… Тогда же Дзержинский создает свою первую оперу «Тихий Дон».
По рекомендации Д. Д. Шостаковича опера принята к постановке в ленинградском Малом оперном театре (премьера – 22 октября 1935 года под управлением С.А. Самосуда). Первое издание клавира «Тихого Дона» вышло с посвящением Д.Д. Шостаковичу, оказавшему молодому композитору немалую помощь в оформлении замысла и написании партитуры оперы.
На спектакле Малого оперного в Москве «Тихий Дон» понравился Сталину (простым, «демократическим» языком, революционной темой) и тотчас был поставлен на обеих столичных оперных сценах – в Большом и в Театре Немировича-Данченко. Вождь предпочел оперу Дзержинского гениальной «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича, подвергшегося в «Правде» чудовищной несправедливой критике в статье «Сумбур вместо музыки».
«Тихий Дон» обошел большинство сцен Советского Союза, положив начало жанру так называемой «песенной» оперы, целиком отвечавшей заповедям «социалистического реализма». Вчерашние апологеты шедевра Шостаковича превозносили оперу Дзержинского. «На сцене вновь появились люди живой интонации и естественной повадки, мелодии одушевились песенностью, лирика стала выразителем здорового чувства» (Б.В. Асафьев). О высокой оценке оперы Сталиным писал Дзержинский на страницах «Ленинградской правды» в статье под названием «Создадим советскую классическую оперу».
В «Тихом Доне» – лучшей опере Дзержинского, по мнению авторитетного исследователя А.А. Гозенпуда, ярко проявились сильные стороны таланта композитора: «...Постижение народной песенности при отказе от цитатного использования фольклора, мелодическое дарование, чувство театральности… Композитору удалось передать драматизм судьбы Григория и в особенности Аксиньи. Но в то же время <…> музыка лишена симфонического развития <…> Недостаточно использовано богатство музыкальных форм, в частности, автор полностью отказался от ансамблей».
К самым запоминающимся страницам «Тихого Дона» принадлежат лирические песни и ариозо Аксиньи и Натальи, задумчиво-величавый хор «Ой, и горд наш тихий Дон». Настоящим «шлягером» стала сошедшая с оперной сцены в широкую аудиторию заключительная боевая походная песня «От края и до края».
В 1967 году композитор окончил оперу «Григорий Мелехов», завершив музыкальную версию эпопеи М.А. Шолохова. И именно финальный хор из «Тихого Дона», ставший подлинно народным, звучит вскоре после увертюры к «Григорию Мелехову», связуя разделенный тремя десятилетиями оперный «сериал». Во второй «серии» Дзержинский предстает уже более опытным композитором (к тому времени он автор нескольких опер: «Поднятая целина», «Волочаевские дни», «Надежда Светлова», музыкальной комедии «В зимнюю ночь»). Он шире использует разнообразие сольных и хоровых жанров – лирических, драматических, оттеняя их характерными эпизодами, танцевальными сценками…
Но главное, – в опере появилось, пусть еще недостаточно окрепшее, симфоническое дыхание: оно ощущается и в отдельных «закругленных» номерах, и в целом, сообщая произведению то единство, без которого опера предстала бы дивертисментом. Отметим с благодарностью поддержку, которую автору оперы оказал его коллега, ленинградский композитор М.А. Матвеев. Превосходный мастер, он дал Дзержинскому ряд бесценных советов и помог инструментовать клавир оперы. Премьера «Григория Мелехова» прошла на сцене Театра имени С.М. Кирова в 1967 году под управлением дирижера К.А. Симеонова.
…Судьба главного героя романа М.А. Шолохова хорошо известна нам, отечественным читателям. Мы переживаем ее заново, внимая музыке: она бросает отсвет на страницы романа, она рождает отзвук в слушательских сердцах.
Иосиф Райскин

Возрастная категория 6+

11 ноября 2016
7 декабря 2016
27 января 2017
2 марта 2017
Григорий Мелехов
26 марта 2017
Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход