Санкт-Петербург, Мариинский-2

Собор Парижской Богоматери


балет в двух действиях, тринадцати картинах
Спектакль театра «Астана Опера»

Исполнители

Дирижер –

Арман Уразгалиев

Эсмеральда – Айгерим Бекетаева
Квазимодо – Бахтияр Адамжан
Клод Фролло – Газиз Рыскулов
Феб – Олжас Тарланов

Хор и cимфонический оркестр Мариинского театра
Главный хормейстер – Андрей Петренко

Возрастная категория 6+

Авторы и постановщики

Музыка Мориса Жарра
Либретто Ролана Пети по одноименному роману Виктора Гюго
Хореография Ролана Пети

Балетмейстер-постановщик – Луиджи Бонино
Художник по костюмам – Ив Сен-Лоран
Сценограф – Рене Аллио
Ассистент балетмейстера-постановщика – Джилиан Уитингам
Дирижер – Арман Уразгалиев
Художник по возобновлению костюмов – Филипп Бино
Художник по свету и координатор постановки – Жан-Мишель Дезире
Ассистент художника по возобновлению костюмов – Асель Досмуратова
Художественный руководитель балета – Алтынай Асылмуратова

Краткое содержание

ДЕЙСТВИЕ I
Картина 1. Праздник шутов
6 января 1482 года в Париже Людовика ХI, замкнутом между собором Парижской Богоматери, Лувром и Шатле – между Богом, королем и правосудием, горожане собрались на праздник шутов. Здесь состязаются, гримасничая и паясничая, чтобы завоевать титул Папы шутов.
Вдруг появляется существо, затмевающее своей чудовищностью всех притворщиков, – хромоногий горбун Квазимодо, звонарь собора Парижской Богоматери. При виде его толпа на мгновение застывает в изумлении. Квазимодо объявляют Папой шутов, гротескный кортеж сопровождает несчастного калеку, который, наслаждаясь своим смехотворным титулом, выказывает и удовольствие, и снисходительность.

Картина 2. Молитва
Появление Клода Фролло, архидьякона собора, нарушает ход праздника. Он пришел, чтобы напомнить людям, что жизнь дается не для потех и забав, а для покаяния и молитв. Пристыженный Квазимодо, будто верный пес, бросается к ногам Фролло. Этому суровому человеку он обязан жизнью: священник приютил, воспитал и сделал звонарем подкидыша, которого собирались бросить в костер кумушки, увидев в его уродстве печать дьявола.
Под маской неуязвимой добродетели Фролло прячет душу, терзаемую страстью с той минуты, как он увидел перед папертью собора танец цыганки Эсмеральды. Тщетно он пытается молиться: звуки ее бубна, как нестерпимая навязчивая идея, непрерывно звучат в голове.

Картина 3. Эсмеральда
Она появляется – столь прекрасная, что воистину «Бог предпочел бы ее Святой Деве». Эсмеральда танцует, и ее огненный танец призывает к любви.
Обезумев от страсти, архидьякон приказывает Квазимодо похитить Эсмеральду.

Картина 4. Двор чудес
Начинается преследование Эсмеральды по ночному Парижу среди нищих, калек, попрошаек, карманников – отверженных обитателей Двора чудес, чье царство – ночь.

Картина 5. Позорный столб
Эсмеральду спасает вмешательство отряда стрелков, во главе которых гарцует красавец капитан Феб. Взгляд прекрасного офицера покоряет цыганку. Стрелки арестовывают Квазимодо и волокут его к позорному столбу под взглядами зевак. Лишь Эсмеральда, растроганная страданиями существа, от которого она еще недавно с ужасом бежала, проходит сквозь толпу, чтобы дать ему напиться. Этот жест сочувствия от девушки столь же прекрасной, сколь он уродлив, потрясает Квазимодо.

Картина 6. Солдаты

Картина 7. Таверна
Час спустя Эсмеральда уже не думает о горбуне. Она полна любовью к Фебу, который триумфально шествует во главе солдат. Феб уводит Эсмеральду в таверну, с завсегдатаями которой он на дружеской ноге.
Феб остается наедине с Эсмеральдой и вскоре уже держит ее в своих объятиях. Но они не одни. Из темноты за ними следит Фролло. Опьяненный гневом и ревностью, он поражает Феба кинжалом и скрывается. Собирается толпа, караульные уводят Эсмеральду: все обстоятельства свидетельствуют о ее виновности.

Картина 8. Суд

Картина 9. Виселица
Обвиненной в разврате, колдовстве и убийстве Эсмеральде не от кого ждать снисхождения – ни от судей, ни от публики, подстрекаемой Клодом. Ее судьба – быть повешенной.
Она уже в руках палача, когда вдруг появляется Квазимодо, не забывший великодушия цыганки. Оттолкнув стражников, он хватает Эсмеральду и уносит под своды собора Парижской Богоматери, дающего право убежища от правосудия. Как ни велик гнев Клода Фролло, он вынужден сдерживать людей, устремляющихся в храм. Толпа оглашает воздух радостным кличем: «Noel! Noel!»


ДЕЙСТВИЕ II
Картина 10. Колокольня
Квазимодо обходит дозором свои владения. Убедившись, что ничто не угрожает спасенной им красавице, он восторженно бьет в колокола.

Картина 11. Эсмеральда и Квазимодо
Эсмеральда нежно благодарит Квазимодо. Стыдясь своего уродства, он набирается смелости, чтобы взять девушку за руку. Счастливый, Квазимодо гостеприимно показывает ей свои владения.
Вскоре побежденная усталостью Эсмеральда засыпает. Звонарь, полюбовавшись спящей, уходит, уверенный в ее безопасности.
Но собор – еще и владения архидьякона. Воспользовавшись отсутствием Квазимодо, Фролло появляется перед Эсмеральдой. Он пытается подчинить ее своей воле, заключить в объятия. Она с отвращением отталкивает Фролло.

Картина 12. Кошмар – штурм собора
Правосудие не может мириться с тем, что ему бросили вызов. Решением парламента собор лишен права предоставлять убежище осужденным, и солдаты бросаются на штурм храма. За ними следует народ, и Квазимодо в бессилии видит, как наступает толпа. Он тщетно пытается остановить людей, поливая толпу расплавленным свинцом, но нападающих слишком много.

Картина 13. Смерть
Погребальная процессия сопровождает Эсмеральду к виселице. На этот раз ничто не может помешать палачам сделать свое дело. Вместе с Эсмеральдой умирают звуки бубна, преследовавшие архидьякона по ночам. Обезумев от отчаяния, Квазимодо бросается на Фролло, осознав всю пагубность власти этого человека, и душит его. Тело священника скатывается к ступеням виселицы, в то время как Квазимодо уносит бездыханное тело той, которую он любил.


Годы спустя, рассказывает Виктор Гюго, в склепе, куда сбрасывали тела казненных, рабочие нашли два скелета, один из которых, казалось, сжимал другой в объятиях. Один скелет был женский, судя по сохранившимся остаткам одежды, другой – скелет уродливого мужчины. Когда их решили разделить, оба рассыпались в прах.

О спектакле

Основанный в 2013 году театр «Астана Опера» в третий раз выступит в Мариинском театре. Артисты из Казахстана представят петербургской публике свою недавнюю премьеру – двухактный балет «Собор Парижской Богоматери» в хореографии Ролана Пети. Этот спектакль был создан в 1965 году для Парижской оперы. Либреттист и хореограф Ролан Пети, обратившись к роману Виктора Гюго, сосредоточил внимание на четырех персонажах, Эсмеральде, Квазимодо (партию которого исполнял на премьере сам), Клоде Фролло и Фебе, а кроме того, сделал одним из главных героев спектакля толпу. Специально написанная для постановки музыка Мориса Жарра, подчеркивавшие остроту современной пластики костюмы кутюрье Ива Сен-Лорана и хореография Ролана Пети, сочетавшая эмоциональность проникновенных дуэтов с масштабностью массовых сцен, сделали «Собор Парижской Богоматери» одним из главных балетных событий своего времени. В 1978 году Ролан Пети перенес спектакль в Кировский (ныне Мариинский) театр, в 2003-м балет был поставлен в Большом театре. В «Астана Опере» премьера состоялась 24 июня 2016 года по инициативе художественного руководителя балетной труппы Алтынай Асылмуратовой, в прошлом прима-балерины Мариинского театра, которая также в течение нескольких лет работала с Роланом Пети и исполняла главные партии в его балетах.

Мировая премьера – 11 декабря 1965 года, Парижская опера
Премьера в театре «Астана Опера» – 24 июня 2016 года


Спектакль идет с одним антрактом
Продолжительность – 2 часа


   

 


Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход

Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)