Санкт-Петербург, Зал Прокофьева

Корчмар. «Пушкинские эпиграммы». «Молодожены»


ИСПОЛНИТЕЛИ:
Cолисты Академии молодых оперных певцов Мариинского театра


В ПРОГРАММЕ:
Григорий Корчмар
«Пушкинские эпиграммы». Увертюра и шесть микроопер в форме бесконечных канонов для вокального трио

«Молодожены»
опера-буффа в двух картинах
Либретто композитора по пьесе Валентина Катаева «Квадратура круга»
Музыкальный руководитель – Лариса Гергиева
Режиссер – Александр Маскалин
Технолог по декорациям – Иван Толстов
Художник по свету – Егор Карташов

О концерте

Рассказывает композитор Григорий Корчмар: «Одноактная комическая опера „Молодожены“ была сочинена почти пятьдесят лет назад, на третьем году обучения в Ленинградской консерватории (в классе профессора Вадима Салманова). В то время при Консерватории был создан Театр камерной оперы, который поставил специально написанные произведения тогдашних студентов-композиторов – комическую оперу Геннадия Банщикова „Любовь и Силин“ и монооперу Валерия Арзуманова „Двое“. Предложение сочинить небольшую оперу поступило и мне, а также был предложен ее сценарий. Однако вскоре (видимо, по финансовым причинам) Театр прекратил свое существование, моя уже готовая опера не была поставлена, и нынешнее представление – это ее первое публичное исполнение.

Опера создана по мотивам пьесы Валентина Катаева „Квадратура круга“, написанной в 1927 году. Сюжет этого водевиля незатейлив: двое друзей-студентов (Вася и Абрам) проживают в комнате одного из бесчисленных московских общежитий. В один и тот же день, не ставя друг друга в известность, они регистрируют брак со своими избранницами (также студентками, соответственно Людмилой и Тоней). После ряда недоразумений и скандалов все они решают жить в одной комнате, разделенной перегородкой, и первая картина оперы заканчивается идиллической сценой совместного семейного счастья. Однако уже через месяц наступает прозрение: каждая пара молодоженов начинает понимать, что выбор спутника жизни был сделан неудачно. В итоге друг в друга влюбляются Абрам и Людмила, то же самое происходит с Васей и Тоней. (Отсюда следует название пьесы Катаева). В катаевском водевиле есть еще один персонаж – доморощенный „крестьянский“ поэт Емельян Черноземный (в духе модных тогда Демьяна Бедного и Сергея Есенина), который просится к друзьям-студентам на ночевку и, не зная всех обстоятельств, каждый раз попадает, как говорится, впросак. В тексте пьесы Катаева, как и в либретто оперы, ощущается легкая ирония относительно культивировавшейся тогда теории так называемой „свободной любви“, а также очень смелая по тем временам насмешка над идеологическими перегибами эпохи бурного строительства социализма. (Удивительно, что тогдашняя цензура пропустила катаевскую пьесу, ставшую на определенное время весьма популярной.) А квинтэссенция идеи этого произведения заключена в его заключительных строках, которые поются всеми героями оперы:

Любить, страдать и увлекаться
Нам всем, товарищи, дано,
Так почему не посмеяться
Над тем, что кажется смешно!

Очень хочется надеяться на то, что и талантливые молодые исполнители, которым, как кажется, кое в чем должна оказаться близкой тематика оперы, и ее слушатели воспримут эту музыку с улыбкой. А я с ностальгией вспомню далекую и прекрасную студенческую пору, в которую с азартом и увлечением сочинялась опера „Молодожены“, хотя она числилась и как учебная работа. Тем не менее, я и сегодня за этот юношеский опус несу всю полноту ответственности».


«Пушкинские эпиграммы» (увертюра и шесть бесконечных канонов для вокального трио) – сочинение 1985 года. Для «пропевания» бессмертных стихов А.С. Пушкина избрана музыкальная форма, где тема и имитирующие ее голоса в различных комбинациях могут повторяться бесчисленное количество раз, но для концертного исполнения, разумеется, предусмотрено окончание каждой пьесы. Отобранные тексты великого поэта по своей сути являются то добродушными, то язвительными литературными шаржами на его современников, а в музыкальном отражении представляются как своего рода минисценки с элементами театрализации. Думается, что при всех различиях «Пушкинские эпиграммы» и оперу буффа «Молодожены» роднят уже цитировавшиеся катаевские строки: «Так почему не посмеяться / Над тем, что кажется смешно!»
Григорий Корчмар


Григорий Корчмар (р. 1947) – петербургский композитор, пианист, педагог, музыкально-общественный деятель. Учился в Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова в классах Вадима Салманова (композиция) и Павла Серебрякова (фортепиано). В настоящее время – председатель Союза композиторов Санкт-Петербурга, профессор кафедры композиции Санкт-Петербургской консерватории, артист камерного ансамбля «Солисты Санкт-Петербурга», многолетний художественный директор международного фестиваля «Петербургская музыкальная весна». Автор сочинений в различных жанрах театральной, симфонической, хоровой, камерной музыки, произведений для детей и юношества, многочисленных транскрипций творений других композиторов.
За значительный вклад в развитие современной музыкальной культуры удостоен почетного звания «Заслуженный деятель искусств Российской Федерации», медали ордена «За заслуги перед Отечеством».

Возрастная категория 12+

© 1998 – 2017
Мариинский театр
Справочная служба
+7 812 326 41 41
tickets@mariinsky.ru
Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход

Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 28 июля 2012 г. N139-Ф3 "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и отдельные законодательные акты Российской Федерации