Санкт-Петербург, Мариинский театр

Военачальницы из дома Ян


Пекинская опера

ИСПОЛНИТЕЛИ:
Му Гуйин – Гуо Фаньцзя
Шэ Тайцзюнь – Чжан Лань
Коу Чжунь – Чжан Цзянгуо
Император – Цинь Лянму
Ван Хуэй – Чжан Яньнин
Принцесса Чай – Фу Цзя
Ян Цинян – Бай Вэйчэнь
Ян Вэнгуан – Гуо Минъюэ
Цзяо Тингуй – Ма Алун
Гу Цянь – Ван Вэнь


ПОСТАНОВЩИКИ: 
Адаптация текста: Фань Хунцзюнь и Люй Жуймин
Режиссер-постановщик: Чжэнь Ицюй
Композитор: Чжан Фу
Художник-постановщик: Чжао Цзиньшэн
Постановка сценического боя: Ли Миндэ, Лю Шисян, Хань Пэймин, Чжан Чанхай, Бай Цзиюнь


КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Царство Западное Ся вторгается на земли империи Северная Сун. Престарелая Шэ Тайцзюнь, генерал армии Сун, посылает своих правнучек Ян Вэньгуан и Ян Цзиньхуа в столицу, чтобы разведать обстановку. Вэньгуан побеждает Ван Луня, сына коварного чиновника Ван Цяна, на воинских соревнованиях, победитель которых должен вести армию против захватчиков. Мать Вэньгуан, Му Гуйин, издавна находится в ссоре с императором. Но Шэ Тайцзюнь и остальным удается ее переубедить, и ради своей родины Му Гуйин соглашается принять командование армией и дать отпор врагу.


Продолжительность 2 часа 20 минут
Спектакль идет с одним антрактом


   

О концерте

Пекинская опера 
Рождение пекинской оперы 
История пекинской оперы насчитывает более двухсот лет. В традиционной китайской опере есть и другие, более древние жанры, в частности куньшаньская опера, зародившаяся в XIV веке. Официальной датой рождения пекинской оперы считается 1790 год, когда четыре театральные труппы из провинции Аньхой собрались в Пекине и выступили на торжествах по случаю 80-летия императора. Вскоре к ним присоединились труппы из провинции Хубэй. За годы своего существования пекинская опера превратилась в сложный сплав различных музыкальных и театральных техник. Искусство пекинской оперы никогда не было элитным – с самого начала оно было предназначено и для императорского двора, и для простолюдинов. Изначально к выступлениям допускались только актеры-мужчины. Лишь в 1870-х годах на сцене начали появляться женщины, но даже после этого мужчины были широко задействованы в женских амплуа «дань».

Из столицы в провинцию 
С 1860 года труппы пекинской оперы начинают выступать по всему Китаю. К концу XIX века пекинская опера становится самой популярной формой театра в стране, а сам Пекин превращается в настоящую театральную столицу. В районе Цяньмэнь, к югу от Запретного города, открываются новые театры, чайные дома и рестораны. Здесь развиваются все формы театрального искусства, но ядром их неизменно остается пекинская опера. Именно в этом районе живут и работают многие знаменитые артисты. Для управления театрами и труппами пекинской оперы создаются новые организации и структуры.

От чайных домов к театрам 
Изначально пекинская опера исполнялась в заведениях «сиюаньцзы», что буквально означает «чайный двор». В те времена зрители сидели на скамьях друг напротив друга и платили только за чай, а не за представление. Пекинская опера была лишь дополнительным увеселением к еде. Представления зачастую продолжались очень долго, до 12 часов. Ситуация изменилась, когда начали появляться так называемые «старые театры», где скамьи устанавливались напротив сцены и зрители могли сидеть лицом к актерам. Вплоть до 1931 года мужчины и женщины в таких театрах сидели раздельно (мужчины в партере, а женщины на балконах). В эпоху Китайской Республики (1911–1949) интерьеры китайских театров стали все больше походить на западные.

Пекинская опера в мире 
Мэй Ланьфан был одной из ключевых фигур в истории пекинской оперы, а также первым актером, который вывез труппу на международные гастроли. Его исполнение ролей «дань» вошло в легенду, а из его исполнительского стиля выросла целая школа театрального искусства. В 1920–1930-х годах Мэй Ланьфан посетил с гастролями Японию и США, где его труппа выступила с огромным успехом. После этого спектакли пекинской оперы начали демонстрироваться по всему миру и превратились в один из символов культурного взаимодействия Востока и Запада. В 2010 году пекинская опера вошла в список шедевров устного и нематериального наследия человечества, составленный ЮНЕСКО.

Исполнение классических спектаклей 
Некоторые классические пьесы, написанные во времена династии Цин, практически невозможно исполнить в наше время. Многие из них состоят из 24 действий и более: на их репетиции уйдут годы, а исполнение займет несколько дней. Так, в эпической пьесе «Шэнпинбаофа» («Драгоценный плот благородного мира»), заказанной поклонником пекинской оперы императором Цяньлуном, рассказывается о монахе и трех его друзьях, которые едут на запад за священными буддийскими книгами. Пьеса представляет собой адаптацию одного из четырех великих классических китайских романов «Путешествие на запад» и состоит из 240 действий! 
В наше время большинство спектаклей пекинской оперы демонстрируется в сокращенном варианте («чжэцзы си»), то есть спектакль из нескольких действий сжимается до одного действия. 
В пекинской опере существует два отдельных жанра: «гражданские» спектакли («вэньси») и «военные спектакли» («уси»). В «гражданских» спектаклях акцент делается на взаимоотношениях персонажей, а их главной темой становится любовь или интриги. В этих спектаклях обычно задействованы актеры амплуа «дань» (мужчины, изображающие женщин) и пожилые артисты. Один из известных спектаклей этого жанра – «Прощай, моя наложница» – рассказывает о последних совместных минутах завоевателя и его любимой наложницы. В спектаклях «военного» жанра основой действия является акробатика и элементы боевых искусств. На сцене задействованы молодые актеры амплуа «шэн» (мужские роли), «цзин» (актеры с разрисованными лицами) и «чоу» (комики). Пример этого жанра – красочный спектакль «На перекрестке трех дорог», куда входит сложнейшая сцена сражения с завязанными глазами.

Об исполнителях

Китайский государственный театр пекинской оперы был основан в январе 1955 года как национальное учреждение исполнительских искусств, подчиняющееся напрямую министру культуры КНР. Первым руководителем театра был известный актер Мэй Ланьфан. Сегодня в состав организации входят три труппы пекинской оперы, Театральный центр и Большой театр Мэя Ланьфана.
С момента основания театр начал сотрудничать с выдающимися исполнителями, драматургами, режиссерами, композиторами и художниками, пользующимися заслуженной славой на родине и за рубежом. За шестьдесят лет существования театр поставил более пятисот спектаклей пекинской оперы – классических и новых, перенесенных и вновь созданных, исторических и современных, традиционных и новаторских; театр без боязни адаптирует к пекинской опере другие формы искусства.
Более пятидесяти спектаклей театра и свыше двухсот его артистов и постановщиков завоевали национальные и международные награды. В последние годы театр регулярно получает самые престижные китайские премии в области культуры, такие как Приз славы (вручается профессиональным театральным постановкам), награда за лучшую постановку, золотая медаль Фестиваля пекинской оперы, награда за выдающуюся работу на театральной сцене страны, золотая медаль Мэя Ланьфана и премия «Сливовый цвет».
Одна из главных задач театра – осуществлять культурный обмен. Театр организует выступления по всему миру и посетил с гастролями более пятидесяти стран на пяти континентах, заслужив международную славу.

Возрастная категория 6+

© 1998 – 2017
Мариинский театр
Справочная служба
+7 812 326 41 41
tickets@mariinsky.ru
Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход

Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 28 июля 2012 г. N139-Ф3 "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и отдельные законодательные акты Российской Федерации