Санкт-Петербург, Мариинский-2

Ярославна. Затмение

балет в трех действиях

Исполнители

Дирижер –

Иван Столбов

Ярославна – Надежда Батоева
Князь Игорь – Андрей Ермаков
Див – Давид Залеев
Половецкая дева – Софья Иванова-Скобликова

Авторы и постановщики

Музыка Бориса Тищенко
Либретто Владимира Варнавы и Константина Фёдорова

Музыкальный руководитель – Валерий Гергиев
Дирижер – Иван Столбов
Хореограф – Владимир Варнава
Художник-постановщик и художник по костюмам – Галя Солодовникова
Художник по свету – Игорь Фомин
Художник-видеографикИлья Старилов
Главный хормейстер – Андрей Петренко 
Хормейстер – Константин Рылов

Краткое содержание

I. Раздрай
Искушаемый Дивом, князь Игорь мечтает «прошлую славу похитить, а будущую разделить».
Слышен стон земли русской. Здесь усобицы – дело привычное. Убийство не удивляет. Дива опьяняет запах свежей крови. Опускается небо. Плачут по убитому святые, но не слышат их люди.
А княгиня Ярославна в мёртвых глазах страшное будущее прочла.
Всякий князь власти хочет, да не каждый получит. А Игорева дружина сильна на зависть. Молодой князь вдохновляет. Кровь кипит. Записываются парни в ополчение, встают под знамена Игоря, чтобы добыть себе почестей, а князю – славы. Начинаются сборы в поход. Призывает Игорь истребить врага – «Слава Игорю!».
Слишком мало времени у Ярославны с Игорем. Не удаётся ей отговорить мужа, убежденного в своей правде. Даёт князь команду к началу похода. Кличет Див, предвкушая кровавую жатву.
Солнце скрывается. Затмение.

II. Чёрный акт
Поход продолжается. Ступает войско на чёрную половецкую землю. Cтепь дурманит. Тут мерцают и былые бедствия, и призраки грядущих катастроф. Страшно. Но первая битва с половцами приносит лёгкую победу. Каждому своя награда: Игорю – трофей, а разгоряченной дружине – игры с половецкими девушками.
А когда засыпают воины, приносит дева кровавую жертву, чтобы известить своё племя. Не обманут ночные предчувствия половцев. Сливаются они в шаманской пляске, молят идола. Див доволен.

III. Спасение
Пробуждение не приносит князю покоя. Игорь уговаривает уставших воинов двигаться дальше.
Вдруг... оазис! Как дорогих гостей встречают дружину! Всё, о чём мечтает в дороге воин, – вот оно! Еда, питье, женщины... И главный подарок – князю!
Но это засада. Проиграна бесславно вторая битва. Полегли воины в степи смерти.
А княгиня чувствует: смерть вокруг, но жив ещё Игорь. Несёт ветер плач Ярославны: хоть богов она готова просить, хоть воду, хоть землю – только бы вернули ей мужа.
Игорь в темнице. Текут мимо потоком души погибших воинов.
Див торжествует. Он готов побег устроить, чтобы Игорь новое войско собрал.
Ярославна в отчаянии. Закончилась Ярославна. Нет сил, нет надежды. Мальчик ей обещает: вернётся. Но возвращение Игоря горем омрачено.
Новый призыв возникает. Меч выкован, враг намечен. Пойдём?
О чём молитва будет: о победах будущих или о мире?

О спектакле

Балет «Ярославна (Затмение)» Борис Тищенко написал в 1974 году для ленинградского Малого оперного театра. Спектакль в постановке хореографа Олега Виноградова и режиссера Юрия Любимова стал одним из самых громких балетных событий 1970-х, новаторским шедевром, признанным не только советской публикой и критикой, но и гостями престижного Авиньонского фестиваля. В корне отличный от знакомого по опере «Князь Игорь» взгляд на описанные в «Слове о полку Игореве» события, зрелищные режиссерские находки и пронзительная музыка Тищенко гипнотизировали зрителей на протяжении четырнадцати лет жизни того спектакля. Автор нового сценического решения сочинения Тищенко – хореограф Владимир Варнава. «Читая текст «Слова о полку Игореве», я стараюсь проводить параллели с собой и в своем спектакле по этому произведению ищу эмоции, образы, близкие сегодняшнему зрителю, – говорит постановщик. – Моя история про человека, я размышляю о том, что происходит в душе того, кто совершает поступок лишь в угоду своим амбициям, желая удовлетворить свое эго, накормить своего демона. Это может быть про каждого из нас, и мне хочется, чтобы каждый зритель подумал о своих делах. «Ярославна» не про геройский подвиг, не про освободителя, это трагедия. Это как «Макбет» наоборот – такой хэштег я бы дал нашему спектаклю. В «Макбете» мы наблюдаем почернение души человека, а здесь из затмения через испытания и самую главную вину – смерть большого количества людей, герой приходит к ясности. Тема прозрения одного ценой жизни многих есть в «Слове о полку Игореве», и моя задача как постановщика – этот замысел проявить».


Премьера постановки – 30 июня 2017 года, Мариинский театр

Возрастная категория 12+

© 1998 – 2017
Мариинский театр
Справочная служба
+7 812 326 41 41
tickets@mariinsky.ru
Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход

Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 28 июля 2012 г. N139-Ф3 "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и отдельные законодательные акты Российской Федерации