Санкт-Петербург, Концертный зал

Брамс. Чайковский


ИСПОЛНИТЕЛИ:
Лоренц Настурика-Гершовичи (скрипка)
Антон Козьмин (cкрипка)
Вилфрид Штреле (альт)
Юрий Афонькин (альт)
Олег Сендецкий (виолончель)
Антон Гаккель (виолончель)


В ПРОГРАММЕ:
Иоганнес Брамс
Струнный секстет соль мажор, соч. 36

Петр Чайковский
Струнный секстет ре минор «Воспоминание о Флоренции», соч. 70

О концерте

Иоганнес Брамс завершил Второй струнный секстет летом 1865 года в Лихтентале под Баден-Баденом, где снимал дом неподалеку от дома семьи Шуман. Критик Эдуард Ганслик похвалил секстет за «любезную скромность». Некая умеренность действительно присутствует в музыке, начиная с обозначений темпа – постоянных «non troppo» и «poco» («не слишком», «немного»). Тихое воркование альта открывает сочинение и сопровождает всю первую часть. В конце экспозиции можно обнаружить интригующую последовательность нот: a-g-a-(t)h-e – зашифрованное имя Агаты фон Зибольд, в которую Брамс был влюблен в далеком 1858 году и которую должен был уже позабыть, но кажется, не забыл. Ностальгический характер присущ и третьей части секстета – вариациям на жалобную тему, некогда возникшую на страницах письма к Кларе Шуман. Секстет был издан уже в апреле 1866 года – без какого-либо посвящения. По одним сведениям, он впервые прозвучал 20 ноября 1866 года в Цюрихе, когда Брамс наслаждался пребыванием в Швейцарии (композитора прекрасно там принимали, и ему хорошо работалось). По другим сведениям, премьера Второго секстета состоялась еще 11 октября того же года в Бостоне.

Струнный секстет «Воспоминание о Флоренции» был написан Чайковским летом 1890 года по возвращении из Италии, где он в упоении работал над «Пиковой дамой».
Название не подразумевает создания «местного колорита». Это воспоминание не столько о самом городе, сколько о времени, которое Чайковский там провел, и о настроении, которое им владело. По крайней мере, одна из музыкальных тем секстета родилась во время пребывания автора во Флоренции.
Задуман секстет был гораздо раньше, еще в 1887 году, когда Чайковский дал обещание посвятить новое сочинение Петербургскому обществу камерной музыки во главе с К. К. Альбрехтом. Композитор решил попробовать силы в новом для себя жанре, находящемся на полпути между камерной и оркестровой музыкой. Хотя он уже находился в расцвете славы, но к новой и сложной задаче подошел как ученик. «Ведь это мой первый опыт выйти из рамок квартета», – скромно написал он Альбрехту. Сперва устроив прослушивание в частной обстановке, Чайковский затем еще два года перерабатывал сочинение, прежде чем дал согласие на его официальную премьеру и публикацию.
Анна Булычёва

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход