Франц Шуберт был одним из первых, кто ввел в фортепианную литературу жанр экспромта. Первым был его друг Ян-Вацлав Воржишек, очень рано умерший (его шесть экспромтов соч. 7 выдают яркий талант). Романтики понимали экспромт как произведение, явившееся без подготовки, в едином порыве вдохновения – нечто вроде записанной импровизации. Экспромты по определению должны были обладать оригинальностью и свежестью. Эти качества представлены с избытком в экспромтах соч. 142, написанных Шубертом в самом конце 1827 года и напечатанных посмертно в 1839 году. Роберт Шуман заподозрил, что цикл экспромтов представляет собой четырехчастную сонату.
Действительно, эти пьесы трудно отнести к миниатюрам, они масштабны и строги по форме: первый экспромт – в сонатной форме, второй представляет собой менуэт, третий – вариации, четвертый – рондо.
Анна Булычёва
В начале 1780-х годов Вольфганг Амадей Моцарт познакомился с клавирными сочинениями семейства Бахов и они сильно повлияли на его творчество. О баховской импровизационной традиции напоминает начало Фантазии ре минор; два других ее эпизода – мелодраматический ариозный и оживленный – отсылают к интонациям фортепианных сонат самого Моцарта. По-видимому, композитор задумывал эту фантазию как вступление к сонате, которая так и не была написана. Чтобы фантазию можно было исполнять как отдельное сочинение, Август Эберхард Мюллер приписал в конце несколько заключительных тактов.
Владимир Хавров