Санкт-Петербург, Концертный зал

Джордж Ли (фортепиано)


Лауреаты XV Международного конкурса имени П.И. Чайковского

В ПРОГРАММЕ:
Йозеф Гайдн
Соната для фортепиано си минор

Фредерик Шопен
Соната № 2 си-бемоль минор, соч. 35

Сергей Рахманинов
Вариации на тему Корелли, соч. 42

Ференц Лист
«Утешение» № 3 ре-бемоль мажор
Венгерская рапсодия № 2 до-диез минор


Исполняет Джордж Ли (фортепиано)

О концерте

Йозеф Гайдн, старший из триады венских классиков, за свою долгую жизнь создал около шести десятков клавирных сонат. Этот жанр в его творчестве претерпел заметную эволюцию от первых опытов – дивертисментов, исполнявшихся на клавесине и предназначенных для развлекательных целей, – до поздних сочинений, рассчитанных уже на фортепиано. Лишь несколько сонат написаны в минорных тональностях, и почти все они относятся к 1770-м годам, когда стиль Гайдна сближается с эстетикой «Бури и натиска» в литературе. Соната си минор – яркий образец такого стиля: драматические интонации господствуют в ее крайних частях – сонатном аллегро и рондо – лишь ненадолго уступая место галантности изящного менуэта.
Владимир Хавров

Если потребуется выбрать среди всех фортепианных произведений Фредерика Шопена – полонезов, мазурок, этюдов, баллад, скерцо, вальсов – наиболее значительное, скорее всего, выбор падет на Вторую сонату. Все стили, которыми владел композитор, а это салонный, концертный, танцевальный, отразились в этом сочинении – монументальном сонатном цикле, где бурная романтическая фантазия обуздана строгой классической формой. Соната была закончена в 1839 году. Все три фортепианные сонаты композитора минорные, однако тональность Второй – си-бемоль минор – из всех трех наиболее мрачна. Самая знаменитая часть сонаты – траурный марш. Он был сочинен Шопеном несколько раньше, в 1837-м, и затем вошел в состав сонаты. Происхождение его – оперное, по всей вероятности, источником вдохновения послужил марш из «Сороки-воровки» Россини. Финал в уникальной для романтической музыки, аскетичной фактуре (без всякого разделения на мелодию и аккомпанемент), скорее всего, навеян музыкой Баха.
Анна Булычёва

Вариации на тему Корелли написаны Сергеем Рахманиновым в эмиграции; это последнее его сочинение для фортепиано соло. В основе цикла – тема старинного испанского танца фолии, использованная в одной из скрипичных сонат итальянского композитора XVII века Арканджело Корелли и близкая по характеру сарабанде. Двадцать вариаций – диалог стилей и эпох: тема приобретает черты менуэта, джазовой импровизации, романтического ноктюрна. Необычно решен финал цикла: на две последние вариации приходится драматическая кульминация, а затем звучит тихая умиротворенная кода.

«Утешения» Ференца Листа – пьесы в неторопливом движении с кантиленной мелодией, близкие по характеру ноктюрнам. На необычное название Листа вдохновило стихотворение «Слеза, или Утешение» французского поэта-романтика Альфонса де Ламартина. Третья пьеса (самая популярная в цикле) напоминает о ноктюрнах Шопена и, возможно, задумана как дань памяти польскому мастеру.
Венгерские рапсодии – одна из «визитных карточек» Листа. Он прославился как пианист не в последнюю очередь благодаря эффектному исполнению этих виртуозных пьес. Музыка рапсодии № 2 в ХХ веке использовалась в диснеевских мультфильмах и стала частью массовой культуры. Рапсодия состоит из двух разделов – медленного и быстрого, что соответствует структуре венгерского народного танца вербункош. Вторая рапсодия стала излюбленным номером в репертуаре многих пианистов. Ее часто исполнял и Сергей Рахманинов, написавший к рапсодии оригинальную каденцию.
Владимир Хавров

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход