Санкт-Петербург, Концертный зал

Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан


Пятый концерт 50-го абонемента

Дирижер – Александр Сладковский


В ПРОГРАММЕ:
Вольфганг Амадей Моцарт
Симфония № 41 до мажор «Юпитер», KV 551

Густав Малер
Симфония № 1 ре мажор «Титан»

О концерте

Первая симфония Малера создавалась в 1884-88 гг. Знаменательно, что незадолго до этого Малер сочинил вокальный цикл «Песни странствующего подмастерья». Он автобиографичен – Малер и был, как мы знаем, «странствующим» музыкантом, в котором с первых шагов признали не подмастерья, но мастера. Столь же автобиографична и Первая симфония, в которой Малер преломил тематизм вокального цикла. Напрасно думать, что название «Титан», данное Малером при первом исполнении симфонии, отражает ее программу. Композитор воспользовался заглавием любимой им книги Жан-Поля лишь для того, чтобы разделить с писателем-романтиком восторженный пантеизм, любование природой и одновременно присущие ему едкую иронию, мучительные поиски собственного «я».
Грандиозная по размаху первая часть «рисует утреннее пробуждение природы, возникающие из тишины, из предрассветного оцепенения звуки: голоса птиц, фанфары охотничьего рога, кличи, которые сливаются в неясный нарастающий гул…» (Инна Барсова). Вторая часть – Скерцо – полнокровное жизнерадостное претворение народного танца, мускулистого и грубоватого в крайних разделах и грациозного в середине. Третья часть – «Траурный марш в манере Калло» – гротескное музыкальное преломление известной гравюры художника Морица фон Швиндта «Похороны охотника». Погребальная процессия зверей, которые хоронят охотника – знак лицемерия и лжи, плохо замаскированного ханжества, господствующего в жизни.
Драматическим центром симфонии является финал. Титаническая борьба завершается величественным утверждением темы природы из первой части. Это и символ цельности человека, обновляющегося вместе с природой, и замечательная композиционная деталь, сообщающая архитектурную законченность зданию симфонии в целом.
Иосиф Райскин

Вслед за «Дон-Жуаном», всего лишь за полтора летних месяца 1788 года, Моцарт создаёт свои три наиболее известные, монументальные симфонии. Светлая и восторженно лучезарная ми-бемоль мажорная симфония была завершена 26 июня; через месяц появилась на свет элегическая соль-минорная симфония — предвестник романтической эпохи XIX в.; и, наконец, 10 августа были дописаны последние такты «Юпитера». Эти произведения явились кульминационной точкой в развитии симфонического творчества композитора и одновременно его завершением. Триадой «больших симфоний» Моцарт простился с этим жанром. Предполагалось, что цикл будет исполнен в одном симфоническом концерте. Однако услышать свои последние оркестровые шедевры композитору не удалось.

Последняя симфония Моцарта – Симфония №41 – известна под названием «Юпитер». Не будучи авторским, название оказалось очень удачным: в музыке симфонии много величавой торжественности (грандиозные по меркам того времени масштабы, оркестр с трубами и литаврами, семантика тональности C-dur – торжество, триумф, героика). И, если первая симфония из триады более всего близка Гайдну, то последняя – это грандиозный венец всего симфонического наследия австрийского мастера, предвосхищение Бетховена с его «Героической». Партитура «Юпитера» поражает мужественным оптимизмом и торжественной приподнятостью. Кроме того, драматургический план симфонии несколько необычен: центр тяжести всего произведения перемещен в финал. Это придает циклу особую образно-психологическую определенность и цельность.
Павел Великанов

Об исполнителях

Идея создания в Татарстане симфонического оркестра принадлежала председателю Союза композиторов республики, ректору Казанской государственной консерватории Назибу Жиганову. По его инициативе для организации оркестра в Казань был приглашен дирижер Натан Рахлин.
10 апреля 1967 года на сцене Татарского театра оперы и балета состоялся первый концерт Симфонического оркестра Государственной филармонии ТАССР им. Г. Тукая под управлением Натана Рахлина. Первые 13 лет стали одними из самых ярких в истории оркестра: коллектив успешно выступил в Москве, объехал с концертами крупные города СССР, в Татарстане же его популярность не знала границ.
Начиная с 1979 года, после смерти Натана Рахлина, с оркестром работали Ренат Салаватов, Сергей Калагин, Равиль Мартынов, Имант Коциньш. В 1985 году на должность художественного руководителя и главного дирижера оркестра был приглашен Фуат Мансуров, который проработал с коллективом 25 лет. В 2010 году новым художественным руководителем и главным дирижером коллектива был назначен Александр Сладковский. С его приходом начался новый этап в истории оркестра.
Организованные Государственным симфоническим оркестром Республики Татарстан международные музыкальные фестивали – «Рахлинские сезоны», «Белая сирень», «Казанская осень», Concordia, «Денис Мацуев у друзей», «Творческое открытие» – являются яркими событиями в культурной жизни страны. Оркестр ведет проект «Достояние республики» для одаренных воспитанников музыкальных школ и студентов консерватории, образовательный проект для школьников Казани «Уроки музыки с оркестром» и проект «Исцеление музыкой» для тяжелобольных детей. Коллектив является победителем конкурса «Благотворитель года» (2011 и 2013), учрежденного Президентом Татарстана.
Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан входит в число лучших коллективов России. Концерты с участием оркестра с успехом проходят в Москве, Перми, Оренбурге, Иркутске, Сочи, Тюмени, в рамках фестивалей Сrescendo, «Звезды на Байкале», «Оренбургские сезоны Дениса Мацуева», «Черешневый лес», «Хибла Герзмава приглашает» и других. В апреле 2014 года оркестр принял участие в концерте в Штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже, где проходила церемония присвоения звания «Посол доброй воли» Денису Мацуеву. В 2015 году музыканты выступили в Концертном зале Мариинского театра.
В 2012 году оркестр записал Антологию музыки композиторов Татарстана и альбом «Просветление» на лейблах Sony Music и RCA Red Seal. C 2013 года Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан является артистом Sony Music Entertainment Russia. Концерты оркестра были записаны и показаны на телеканалах Mezzo и Medici.tv.
В разные годы с оркестром выступали многие исполнители с мировыми именами. В их числе – Галина Вишневская, Ирина Архипова, Ольга Бородина, Любовь Казарновская, Хибла Герзмава, Суми Чо, Симона Кермес, Альбина Шагимуратова, Татьяна Сержан, Анна Бонитатибус, Динара Алиева, Пласидо Доминго, Роберто Аланья, Зураб Соткилава, Дмитрий Хворостовский, Василий Герелло, Ильдар Абдразаков, Владимир Спиваков, Виктор Третьяков, Игорь Ойстрах, Вадим Репин, Сергей Крылов, Гидон Кремер, Алена Баева, Юрий Башмет, Мстислав Ростропович, Даниил Шафран, Давид Герингас, Сергей Ролдугин, Михаил Плетнёв, Николай Петров, Владимир Крайнев, Владимир Виардо, Лазарь Берман, Денис Мацуев, Борис Березовский, Барри Дуглас, Николай Луганский, Александр Торадзе, Екатерина Мечетина, Рамзи Ясса, Ксения Башмет, Игорь Бутман, Сергей Накаряков и Алексей Огринчук.
Также коллектив сотрудничал с Государственной хоровой капеллой России им. А.А. Юрлова, Государственным русским хором им. А.В. Свешникова, хором «Мастера хорового пения» под управлением Льва Конторовича, Хором Государственной капеллы Санкт-Петербурга и Московским камерным хором Владимира Минина.

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход

Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 28 июля 2012 г. N139-Ф3 "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и отдельные законодательные акты Российской Федерации