Санкт-Петербург, Концертный зал

Сольный концерт Николая Луганского (фортепиано)


В ПРОГРАММЕ:
Франц Шуберт
Экспромт си-бемоль мажор, соч. 142 № 3
Экспромт фа минор, соч. 142 № 4

Людвиг ван Бетховен
Соната № 30 ми мажор, соч. 109

Николай Метнер
Семь пьес из цикла «Забытые мотивы», соч. 38

Сергей Рахманинов
Четыре музыкальных момента, соч. 16

Исполняет Николай Луганский (фортепиано)

О концерте

Франц Шуберт не был первооткрывателем экспромта – нового романтического жанра в музыке, появившегося в начале 1820-х годов; не стал он и наиболее плодовитым автором в этом жанре. Но именно его восемь экспромтов, созданных в 1827 году – предпоследнем в жизни композитора, – сделали жанр притягательным для Фредерика Шопена, Роберта Шумана, Ференца Листа и многих других композиторов. Для экспромта характерна спонтанность лирического высказывания, порожденного вдохновением. В то же время экспромты традиционно облекаются в ясную, подчеркнуто законченную музыкальную форму. Обе тенденции ярко представлены в экспромте фа минор, op.  142 № 4 – одном из самых протяженных у Шуберта: в сочетании импровизационной свободы (порой почти безудержной) и остро ритмованной танцевальной темы (с присущей ей композиционной завершенностью). Экспромт си-бемоль мажор из того же опуса – совершенно иной по характеру. Здесь, в небольшом цикле изящных вариаций – то певучих, то танцевальных – композитор вновь обращается к одной из любимых своих музыкальных тем (в другом обличии ее можно, например, узнать в медленной части Четвертой симфонии). Но когда эта мелодия возвращается после заключительной, пятой вариации, ощущения исчерпанности так и не возникает: она словно прощается со слушателем до следующей встречи…
В обширном фортепианном наследии Николая Метнера одним из самых известных и популярных сочинений по праву являются «Забытые мотивы» (1918–1922). Своеобразна история создания этого большого цикла (в него входят три опуса – 38, 39 и 40). В течение многих лет композитор «в неимоверном количестве» (по определению его жены, Анны Метнер) записывал различного рода музыкальные мысли, от развернутых тем до совсем крошечных набросков. Лишь малая их часть превращалась в законченные сочинения, остальное хранилось в большом чемодане. Друг Метнера Сергей Рахманинов даже шутил по этому поводу: «Нельзя ли взять из него что-либо взаймы»? Некоторые из таких тем позднее вновь возникали в сознании композитора, и он вновь их фиксировал, считая подлинно музыкальными, достойными развития. Именно такие записи легли в основу «Забытых мотивов». Op.  38 создан еще до отъезда Метнера из России (куда композитор больше не вернется), но в сквозной теме цикла столько затаенной печали, что она кажется предвидением будущего. Тема несколько раз звучит в первом номере, «Сонате-воспоминании», возвращается в «Вечерней песне» и – в преображенном жизнеутверждающем варианте – замыкает цикл в последней пьесе, «В духе воспоминаний». Это позволяет воспринимать весь цикл как своего рода «закольцованную» цепь воспоминаний, воссоздающих разнохарактерные танцевальные и песенные образы.
Музыкальный момент впервые как жанр появился в творчестве Ф. Шуберта – в виде цикла из шести пьес. Создавая свои Шесть музыкальных моментов op.  16 (1896), Рахманинов значительно укрупнил жанр, придав ему большой размах и еще большую содержательную глубину. Каждая из этих ныне всемирно известных пьес отмечена впечатляющей силой и яркостью музыкального образа, в каждой Рахманинов достиг вершины выразительности. Цикл отмечен и драматургическим мастерством: в центр (третий и четвертый музыкальные моменты) композитор поместил скорбную «песнь» (в ее музыке можно услышать отзвуки пережитой Рахманиновым смерти своего двоюродного брата и близкого друга Александра Сатина) и реакцию на нее – яростный протест. Завершается же цикл одним из самых светлых в рахманиновском творчестве сочинений, звучащем как подлинный гимн жизни.
Владимир Горячих

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход