Санкт-Петербург, Концертный зал

Гайдн. Бетховен


Второй концерт 46-го абонемента

ИСПОЛНИТЕЛИ:
Государственный квартет имени А.П. Бородина в составе:
Рубен Агаронян (первая скрипка)
Сергей Ломовский (вторая скрипка)
Игорь Найдин (альт)
Владимир Бальшин (виолончель)


В ПРОГРАММЕ:
Йозеф Гайдн
Струнный квартет ми-бемоль мажор, соч. 33 № 2

Людвиг ван Бетховен
Струнный квартет № 7 фа мажор, соч. 59 № 1
Струнный квартет № 8 ми минор, соч. 59 № 2

О концерте

Квартет соч. 33 № 2 – один из шести «русских» квартетов Гайдна. Такое название цикл получил благодаря тому, что композитор (скорее всего, из соображений финансовой выгоды) посвятил его великому князю Павлу Петровичу, будущему российскому императору Павлу I. В 1781 году, в год создания квартетов Павел гостил в Вене вместе со своей женой Марией Федоровной, которая была весьма музыкальна и даже взяла несколько уроков у великого композитора. Первое исполнение квартетов соч. 33 состоялось на музыкальных вечерах, устроенных Марией Федоровной.
Русское, впрочем, присутствует лишь в названии этих квартетов – их музыка находится целиком в русле австро-немецкой традиции. Между предыдущими сочинениями композитора в этом жанре и квартетами соч. 33 прошло десять лет, и сам Гайдн отмечал, что они написаны «в совершенно новой манере». Самое заметное новшество касается строения цикла: место менуэта в каждом из квартетов заняло скерцо (ит. «шутка»). Новым является и музыкальный язык квартетов: мелодия непринужденно переходит от одного инструмента к другому, а гармония и форма удивляют неожиданными и смелыми поворотами.
Квартет №2 имеет подзаголовок «Шутка». Он состоит из четырех частей. Шутка, которая дала квартету его название, звучит в самом конце квартета. Последняя часть, рондо, основана на веселой теме, напоминающей скороговорки комических опер. После того, как тема отзвучала положенные ей три раза, следует длинная пауза, так что слушатель вправе предположить, что квартет окончен. Однако это не так: после паузы звучат несколько тактов совершенно нового материала в медленном темпе и фрагменты первой темы, как будто музыканты не могут вспомнить, что им следует делать дальше.
Первые три части (сонатное аллегро, скерцо и медленная часть) лишены подобных сюрпризов, но наполнены искрометной гайдновской жизнерадостностью и юмором. Вторая часть квартета озаглавлена «скерцо», однако в этой музыке мало общего со стремительными скерцо XIX века. В ней сохраняется размеренная поступь менуэта, а название указывает на ее шутливый, пародийный характер.

Три квартета Бетховена соч. 59 также получили название «русских». Они были написаны в 1806 году и посвящены Андрею Кирилловичу Разумовскому, русскому посланнику в Вене, страстному меломану и меценату. За 25 лет, отделяющих создание этого сочинения от одноименных квартетов Гайдна, в Европе возник стойкий интерес к национальным музыкальным культурам, и для Бетховена использование народных тем в своих произведениях было чем-то вполне естественным. Решив посвятить свое сочинение русскому князю, композитор обратился к сборнику русских народных песен из его библиотеки и взял оттуда две мелодии: «Ах, талан ли мой, талан» и знаменитую «Славу» (эту же мелодию впоследствии использовал Мусоргский в прологе оперы «Борис Годунов»).
Квартеты соч. 59 удивляли современников своей продолжительностью и сложностью: долгое время квартет считался легким жанром, предназначенным для совместного домашнего музицирования. Бетховен же трактует квартет как жанр серьезный и элитарный, на страницах квартетов он позволяет себе самые смелые эксперименты.

В квартете соч. 59 №1 четыре части, все они написаны в сонатной форме, что крайне необычно для жанра квартета. Тональность фа мажор, в которой написан квартет, традиционно предназначалась для создания светлых пасторальных образов, картин природы, и первая часть квартета полностью соответствует этим ожиданиям. С плавным течением экспозиции (которая не повторяется – еще одно композиторское новаторство!) контрастирует бурная разработка – «гроза» с прямо-таки симфоническим размахом. Во второй части, скерцо, нет ни одной подлинной русской темы, однако в колорите этой музыки есть что-то неуловимо славянское, заставляющее вспомнить еще не написанные к тому моменту скерцо русских композиторов-симфонистов.
Третья часть – трагическое Adagio molto e mesto («очень скорбно») – как будто призвана воплотить те качества, о которых пишет автор предисловия к сборнику русских народных песен Львова-Прача, использованного Бетховеным: «нежность, чувствительность русского народа и то расположение души к меланхолии, которое производит великих людей во всех родах». Это одновременно и скорбный хорал, и ария lamento с бесчисленными вздохами и патетическими восклицаниями. Adagio без перерыва переходит в финал, основанный на теме «Ах, талан ли мой, талан».

Квартет op. 59 №2 погружает слушателя в область мягкой лирики и сосредоточенного размышления. Его центром является вторая часть – Adagio. Согласно воспоминаниям Черни, тема второй части квартета пришла Бетховену в голову, «когда он однажды долго созерцал звездное небо и размышлял о гармонии сфер». Возвышенный, проникновенный хорал этой части – это и молитва, и философское размышление. Особый склад этой музыки подчеркнут отсылкой к «серьезному» композитору И. С. Баху: в квартете звучит тема B-A-C-H, зашифрованное имя композитора. Цитируемая в третьей части квартета русская народная песня «Слава» нисколько не выпадает из стилистики «ученой», «интеллектуальной» музыки. Композитор делает ее основой для напряженного полифонического развития. Как пишет Л. В. Кириллина: «Опыт приживления фольклорного «дичка» к мощному древу европейской традиции увенчался здесь полным успехом».
Анастасия Спиридонова

Об исполнителях

Государственный квартет имени А.П. Бородина снискал репутацию одного из лидеров мирового квартетного музицирования, а феноменальное творческое долголетие квартета еще в 1995 году было отмечено «Книгой рекордов Гиннеса». В нынешнем сезоне Государственному квартету им. А.П. Бородина исполняется 70 лет.
«Перед нами не четыре исполнителя, а один инструмент величайшей виртуозности» – эта характеристика, данная квартету немецкой газетой Frankfurter Allgemeine, могла бы украсить рецензию на любой концерт «бородинцев», в любом составе – будь то далекое либо недавнее прошлое или сегодняшний день.
История этого выдающегося ансамбля ведет отсчет с 1945 года, когда в стенах Московской консерватории, в классе камерного ансамбля профессора Михаила Тэриана, образовался струнный квартет, в состав которого вошли Ростислав Дубинский (первая скрипка), Владимир Рабей (вторая скрипка), Юрий Николаевский (альт) и Мстислав Ростропович (виолончель), место которого вскоре занял Валентин Берлинский.
В отличие от других студенческих ансамблей будущие музыканты квартета им. А.П. Бородина уже в консерватории ощутили себя единым коллективом и решили посвятить себя квартетному искусству. В 1946 году квартет, тогда еще студенческий, стал коллективом Московской филармонии (первый концерт состоялся 10 октября). Вскоре Владимира Рабея и Юрия Николаевского сменили Нина Баршай и Рудольф Баршай.
С первых лет своего существования квартет поражал разнообразием своего репертуара. Наряду с классическими квартетными опусами музыканты почти сразу же стали включать в свои программы произведения современных советских композиторов. Только за первые пять сезонов они исполнили около ста таких сочинений. Среди авторов, произведения которых играли музыканты квартета, – Сергей Прокофьев, Николай Мясковский, Дмитрий Кабалевский, Моисей Вайнберг, Борис Чайковский, Герман Галынин, Юрий Левитин, Николай Пейко, Виссарион Шебалин, Эдисон Денисов, Альфред Шнитке и другие. Многие сочинения впервые прозвучали именно в исполнении квартета и были ему посвящены. В программах коллектива рождалась история советской камерной музыки.
В 1955 году благодаря выдающемуся исполнению сочинений А.П. Бородина коллектив получает свое имя – Квартет им. А.П. Бородина, которое сегодня во всем мире звучит как синоним высочайшего исполнительского мастерства. Второе десятилетие (1955–1965) становится временем стремительного творческого восхождения коллектива. К этому времени вторым скрипачом в коллективе стал Ярослав Александров, а альтистом Дмитрий Шебалин – сын композитора Виссариона Яковлевича Шебалина. Новый состав (Ростислав Дубинский, Ярослав Александров, Дмитрий Шебалин, Валентин Берлинский) просуществовал более 20 лет, до середины 70-х годов. Дмитрий Шебалин играл в квартете 43 года, параллельно он являлся профессором Московской консерватории и воспитал много известных исполнителей камерной музыки.
В 1955 году Квартет им. А.П. Бородина впервые выехал за рубеж. За десять лет коллектив побывал в двадцати странах, среди которых Чехословакия, Германия, Италия, Швеция, Финляндия, а также США, Канада, Австралия и Новая Зеландия. Всем концертам музыкантов сопутствовал огромный успех. О «бородинцах» стали говорить как об одном из лучших квартетов мира.
В 1950 году началось содружество квартета со Святославом Рихтером, продлившееся более четырех десятилетий. В ансамбле с великим артистом было сыграно 83 концерта, исполнено и записано 14 сочинений, в том числе квинтеты Дворжака, Шостаковича, Франка, Шумана, Брамса, Регера, Копленда. Эти концерты и записи принадлежат к вершинам мирового исполнительства.
В 1975 году покинул СССР Ростислав Дубинский – первая скрипка квартета, который на протяжении первых 30 лет с момента основания коллектива был его творческим вдохновителем. Именно с его именем связано зарождение собственного музыкального почерка «бородинцев». Его уход, естественно, стал ударом для коллектива. Примерно в то же время из-за болезни из квартета был вынужден уйти и скрипач Ярослав Александров.
Многие тогда говорили, что Квартету им. А.П. Бородина суждено прекратить свое существование. Однако коллектив выстоял. И возобновление после небольшого перерыва зарубежных гастролей квартета доказало, что ему удалось сохранить свои блестящие художественные достоинства. Первым скрипачом коллектива стал молодой музыкант Михаил Копельман, который уже являлся в то время концертмейстером оркестра Московской филармонии. Ярослава Александрова за вторым пультом сменил Андрей Абраменков, многие годы до этого игравший в Московском камерном оркестре под управлением Рудольфа Баршая. В новом составе «бородинцы» заново записали квартеты Бородина, и эта запись была признана в Великобритании лучшей записью года.
Особая страница в жизни ансамбля – творческое сотрудничество с Дмитрием Шостаковичем, длившееся более 30 лет. «Бородинцы» исполняли его квартеты с самого начала своего творческого пути до последнего года жизни композитора, находясь в тесном контакте с автором. Последним публичным выступлением Шостаковича в качестве пианиста (на посвященном его творчеству фестивале современной музыки в Горьком, 23 февраля 1964 года) было исполнение собственного Фортепианного квинтета совместно с музыкантами Квартета им. А.П. Бородина.
«Бородинцы» поставили 15 квартетов Шостаковича вровень с такими великими образцами квартетной литературы, как 16 бетховенских квартетов. Благодаря им квартеты Шостаковича прозвучали тысячи раз по всему земному шару.
После смерти Шостаковича в 1975 году работа над произведениями композитора не была прекращена. «Шостакович у Квартета им. А.П. Бородина, как говорится, в крови», – писал обозреватель кливлендской газеты Дональд Розенберг. Масштабный цикл «Все квартеты Шостаковича» был исполнен музыкантами (начиная с 1980 года) десятки раз в Москве, а также во многих городах России и мира – Лондоне, Мадриде, Венеции, Амстердаме, Сан-Франциско, Кельне, Франкфурте-на-Майне, Вене, Лиссабоне, Цюрихе, Хельсинки, Париже, Нью-Йорке и других. Запись квартетов Шостаковича, осуществленная «бородинцами» к 80-летию со дня рождения композитора (1986) была переиздана ведущими звукозаписывающими компаниями мира – EMI и BMG.
Недавно квартет подписал контракт с фирмой Deccaна новую запись всех квартетов Шостаковича. В марте 2015 года был выпущен первый диск цикла.
В июне 2015 года квартет был награжден Премией им. Д. Д. Шостаковича в Горише (Германия).
Начиная с середины 90-х годов вновь происходит постепенное обновление и омоложение коллектива. В 1996 году первой скрипкой квартета стал Рубен Агаронян, а Дмитрия Шебалина на позиции альта сменил Игорь Найдин. В 2007 году вместо Валентина Берлинского в Квартет пришел Владимир Бальшин. С 2011 года вместо Андрея Абраменкова в квартете играет Сергей Ломовский.
В биографии квартета – около 7000 концертов в СССР, России, десятках стран Европы, Азии, Америки, Австралии, которые посетили около миллиона слушателей; сотни записей, удостоенные самых престижных наград; участие в многочисленных музыкальных фестивалях в России и за рубежом («Декабрьские вечера Святослава Рихтера», фестивали в Зальцбурге, Эдинбурге, Париже, Стамбуле, Бонне, Олдборо, Лондоне, Токио и многих других городах).
С «бородинцами» выступали выдающиеся солисты прошлого и наших дней, среди которых Константин Игумнов, Генрих Нейгауз, Александр Гольденвейзер, Мария Юдина, Лев Оборин, Яков Зак, Эмиль Гилельс, Давид Ойстрах, Леонид Коган, Святослав Кнушевицкий, Мстислав Ростропович, Белла Давидович, Элисо Вирсаладзе, Наум Штаркман, Николай Петров, Михаил Плетнёв, Владимир Крайнев, Елизавета Леонская, Людмила Берлинская, Виктор Третьяков, Юрий Башмет, Наталия Гутман, Кристоф Эшенбах, Андраш Шифф, Менахем Пресслер, Трульс Мерк, Майкл Коллинз, Марио Брунелло, Сабина Майер, Олег Майзенберг, Алексей Любимов, Николай Луганский, Борис Березовский и Алексей Володин.
Квартет сотрудничает со звукозаписывающими компаниями Великобритании, Германии, Польши, Швеции, Японии, Новой Зеландии, России и США. Дискография коллектива включают более ста записей. Коллектив сохраняет высочайший профессиональный уровень, особый «фирменный» почерк. Перемены не изменили ни интенсивности концертной жизни, ни уровня выступлений «бородинцев».
Значительным достижением Квартета стала запись всех квартетов Бетховена в сотрудничестве с компанией Chandos.
Большая заслуга в преемственности и сохранении традиций Квартета принадлежит одному из его основателей, Валентину Берлинскому (1925–2008). Валентин Берлинский говорил, что, когда создавался коллектив, «идея была как раз в том, что квартет должен существовать постоянно». Сам музыкант отдал игре в Квартете им. А.П. Бородина 62 года. Много сил он отдавал преподавательской и общественно-организаторской деятельности: был профессором Российской академии музыки им. Гнесиных, организатором и председателем жюри Конкурса квартетов им. Д.Д. Шостаковича, художественным руководителем Международного фестиваля искусств им. А.Д. Сахарова в Нижнем Новгороде.
Свое 70-летие коллектив отмечает выступлениями в крупнейших концертных залах мира, таких как Концертгебау в Амстердаме, Концертхаус в Берлине, Музикферайн в Вене, Сите-де-ла-музик в Париже, Кёльнская филармония, Вигмор-холл в Лондоне, Альте-опер во Франкфурте, Московская консерватория, Концертный зал Мариинского театра, Тонхалле в Цюрихе. Также коллектив выступает на фестивалях в Шлезвиг-Гольштейне, Рейнгау, Стамбуле и Бергене.
Государственный квартет имени Бородина – лауреат Государственной премии РСФСР имени М.И. Глинки (1968), Государственной премии СССР (1986), Премии Мэрии Москвы (1998), Государственной премии России (2001). В 2015 году на Стамбульском музыкальном фестивале квартет получил премию Lifetime Achievement Award.

Возрастная категория 6+

3 декабря 2015
28 февраля 2016
Гайдн. Бетховен
8 апреля 2016
27 мая 2016
Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход