Санкт-Петербург, Концертный зал

Моцарт


ИСПОЛНИТЕЛИ:
Солист – Илья Рашковский (фортепиано)
Симфонический оркестр Мариинского театра
Дирижер – Уилсон Эрманто


В ПРОГРАММЕ:
Вольфганг Амадей Моцарт
Симфония № 36 до мажор «Линцская», KV 425
Концерт для фортепиано с оркестром № 24 до минор, KV 491
Симфония № 39 ми-бемоль мажор, KV 543

О концерте

В октябре 1783 года по дороге из Зальцбурга в Вену Моцарт на несколько дней остановился в Линце. Композитору тут же предложили «академию» (авторский концерт). Тогда принято было в каждом концерте знакомить публику с новыми сочинениями. В письме к отцу от 31 октября Моцарт сообщает: «Во вторник 4 ноября я даю академию в здешнем театре. И так как я не захватил с собой ни одной симфонии, то сочиняю очертя голову новую, которая обязательно должна быть к этому дню готова».
Огромную – по тем временам просто грандиозную симфонию (она длится около 40 минут) Моцарт сочинил за три дня. Поражает даже не столько несравненный дар композитора, не столько божественный источник его мелодического обаяния, сколько мощь и драматургическая цельность замысла симфонии.
Спустя три года после до-мажорной «Линцской» симфонии Моцарт напишет «Пражскую», впервые прозвучавшую в январе 1787 года в городе, давшем симфонии имя. А летом следующего, 1788-го, года, снова за фантастически краткое время, за два месяца, создаст триаду последних симфоний – ми-бемоль-мажорную, соль-минорную и до-мажорную («Юпитер»).
Во многом следуя по пути, уже проложенному Гайдном, вдохновляясь полифонией великого Баха, Моцарт заглядывает за горизонт «галантного века», пророча героические страницы Бетховена, романтический симфонизм Шуберта… «Линцская» симфония в этом смысле может быть поставлена рядом с последними симфоническими шедеврами Моцарта. По меткому замечанию Альфреда Эйнштейна, «галантный и ученый стиль сливаются здесь воедино – бессмертное мгновение в истории музыки. Симфония, некогда служебный жанр, назначение которого – заставить слушателя в опере замолчать перед началом акта либо открыть и закрыть концерт, – оказывается теперь в центре концертного вечера».
Иосиф Райскин

Почти две трети своих фортепианных концертов – 15 произведений! – Моцарт написал между 1782 и 1786 годами. Музыка Моцарта в то время пользовалась в Вене огромной популярностью. Концерт до минор, как и другие крупные концерты Моцарта, был написан им в расчете на собственное исполнение. Впервые композитор сыграл свое сочинение 7 апреля 1786 года в венском Бургтеатре на концерте-«академии», то есть на концерте, полностью составленном из сочинений, исполняемых автором.
Минорная тональность концерта уже сама по себе привлекает внимание: в качестве основной тональности Моцарт избирает минор лишь в двух своих фортепианных концертах. Традицию трактовать до минор как трагическую и драматическую тональность подхватил в дальнейшем Бетховен, в творческом наследии которого тоже есть фортепианный концерт в этой тональности. Острый драматизм моцартовского концерта образует резкий контраст с насквозь мажорной музыкой оперы «Свадьба Фигаро», которую Моцарт писал параллельно с концертом.
В концерте задействован крупный оркестр. Обширен состав деревянных духовых, включающий два кларнета (относительное новшество для того времени). Используются трубы, валторны, литавры. Непривычным для слушателей было многое: трехдольный размер в начальном аллегро, тихое окончание первой части, форма вариаций в финале. Чисто моцартовским является изобилие тематизма. Современник Моцарта, австрийский композитор и скрипач Карл фон Диттерсдорф жаловался на музыкальный язык моцартовских концертов: «Он не дает вздохнуть слушателю; только хочешь прочувствовать красивую музыкальную мысль, как уже появляется новая, вытесняющая первую…». А крупный музыковед ХХ века Михаил Друскин писал о виртуозной кантиленности концертов, связанной с влиянием французской скрипичной школы.
Первая часть, Allegro, открывается унисоном струнных; затаенный драматизм темы тут же прорывается в оркестровом тутти, поддержанном литаврами. Солист вступает с собственной темой. На протяжении части музыкальный материал развивается и видоизменяется столь интенсивно, что исследователи говорят о «симфонизме» концерта. Вторая часть, Larghetto, напоминает лирическую оперную сцену. Пианист представляет песенную главную тему, оркестр тут же подхватывает ее. В рондообразной форме Larghetto два эпизода. С безмятежным характером рефрена особенно контрастирует первый эпизод: набегает тень до минора. В оркестровке второй части Моцарт противопоставляет, с одной стороны, солирующее фортепиано и струнные, с другой стороны – группу деревянных духовых. Среди вариаций финала выделяется третья, в жанре марша, с мощными аккордами фортепиано. Оперные ассоциации возникают в двух мажорных вариациях в характере пасторальных интермеццо. В заключение концерта Моцарт изменяет размер такта на 6/8, что приводит к постепенному нарастанию напряжения и выливается в патетический возглас финального пассажа.
Христина Стрекаловская

Три последние симфонии Вольфганга Амадея Моцарта были написаны летом 1788 года для серии концертов по подписке. Скорее всего, концерты так и не состоялись. Достоверных данных об исполнении симфоний при жизни композитора нет, но вероятность, что они все же звучали, велика. Больше Моцарт к жанру симфонии не обращался. Три симфонии предназначены для сходного состава оркестра, с небольшими вариациями: в 39-й нет гобоев, в 40-й гобои есть, но нет кларнетов, труб и литавр (позднее Моцарт все же добавил партии кларнетов, так что дирижеры вольны выбирать между двумя версиями), в 41-й участвуют все инструменты. За исключением менуэтов и второй части 39-й симфонии, остальные одиннадцать частей трех симфоний написаны в сонатной форме, трактованной с максимальным разнообразием. Открывающая триаду симфония № 39, подобно увертюре, начинается торжественным медленным вступлением. Главная тема Allegro написана в духе менуэта и мягко, изящно инструментована. Вторые части классических симфоний принято без колебаний признавать лирическими, но Andante con moto, то строгое и благородное, то драматичное, признать таковым трудно. Менуэт (третья часть) поначалу чуть грубоват, но вскоре его характер меняется, а в трио Моцарт дает слово кларнетам: первый играет соло, второй аккомпанирует. Финал в движении быстрого контрданса – наиболее «гайдновская» часть симфонии. На протяжении всего финала Моцарт настойчиво развивает одну и ту же тему, сперва излагаемую одними скрипками, и делает это не без юмора.
Анна Булычёва

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход