Санкт-Петербург, Концертный зал

Шостакович. Флейшман


Первый вечер 39-го абонемента

В ПРОГРАММЕ:
Дмитрий Шостакович
«Из еврейской народной поэзии», вокальный цикл, соч. 79

Исполняют
Анастасия Калагина (сопрано)
Екатерина Сергеева (меццо-сопрано)
Дмитрий Воропаев (тенор)


Вениамин Флейшман
«Скрипка Ротшильда», опера в одном действии (концертное исполнение)

Исполняют
Яков Матвеевич – Денис Беганский
Ротшильд – Савва Хастаев
Моисей Шакхес – Дмитрий Колеушко
Марфа – Регина Рустамова

Симфонический оркестр Мариинского театра
Дирижер – Карен Дургарян

О концерте

Опера «Скрипка Ротшильда» – единственное сохранившееся произведение Вениамина Флейшмана (1913–1941). Еврей из религиозной семьи (его отец исполнял обязанности раввина в синагоге), Флейшман родился в маленьком городке Бежецке. Он поступил в Ленинградскую консерваторию в 1937 году и вместе с Георгием Свиридовым, Галиной Уствольской, Орестом Евлаховым оказался в числе первых учеников Шостаковича, только начавшего преподавать на композиторском факультете. Написать оперу по «Скрипке Ротшильда» ему предложил Дмитрий Дмитриевич. Оба композитора восхищались творчеством Чехова, Шостакович сам планировал писать оперу по «Черному монаху» (замысел остался неосуществленным).
Сюжет рассказа оказался близок Флейшману, который, как и главный герой, когда-то играл на скрипке на свадьбах и похоронах в провинциальном городке.
Работа над оперой настолько захватила молодого автора, что на протяжении двух лет это произведение было единственным в его учебном плане. Флейшман почти полностью закончил клавир и приступил к оркестровке, когда началась война. Композитор ушел добровольцем на фронт и осенью 1941-го погиб под Красным Селом. Рукопись «Скрипки Ротшильда» осталась в блокадном Ленинграде. По просьбе Шостаковича, который очень волновался за сочинение любимого ученика, ему переслали копию. Дмитрий Дмитриевич счел своим долгом закончить и оркестровать оперу, позже добился ее исполнения (1960) и способствовал изданию клавира (1965).
Неизвестно, объясняется ли стилистическое сходство музыки Флейшмана и Шостаковича влиянием учителя на ученика, или Шостакович, заканчивая произведение, сильно его отредактировал. Скорее всего, и то и другое, по крайней мере, симфонический финал оперы, напоминающий «Леди Макбет Мценского уезда», вероятно, был написан им. Впрочем, влияние оказалось взаимным, и со времени работы над «Скрипкой Ротшильда» еврейские мотивы прочно вошли в музыкальный язык Шостаковича.
Анастасия Спиридонова

Возрастная категория 6+

11 ноября 2016
Шостакович. Флейшман
7 декабря 2016
27 января 2017
2 марта 2017
26 марта 2017
Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход