Санкт-Петербург, Концертный зал

Рождение оркестра. Путешествие по Италии


Первый концерт 43-го абонемента

ИСПОЛНИТЕЛИ:
Ансамбли Barocco Concertato и Alta Capella

Солисты:
Мария Крестинская (виоль д’амур, барочная скрипка)
Сергей Фильченко (барочная скрипка)
Константин Щеников-Архаров (лютня)
Руст Позюмский (виола да гамба)
Джедедайя Аллен (цинк)
Константин Яковлев (барочный гобой)
Денис Быстров (барочный гобой)
Евгений Яцук (натуральная труба)
Дарья Телятникова (меццо-сопрано)
При участии Мирко Мунгари (перкуссия)


В ПРОГРАММЕ:
Клаудио Монтеверди
Токката и вступление (Sinfonia) к третьему действию оперы «Орфей»

Дарио Кастелло
Соната для двух высоких голосов и basso continuo (№ 4 из второй тетради Sonate concertate in stil moderno)

Аноним
Aria di Ruggiero

Пассакалия (импровизация)

Джованни Габриели
Канцона для восьми голосов

Джованни Антонио Пандольфи Меалли
Соната для скрипки и basso continuo La Cesta, соч. 3 № 2

Антонио Бертали
Соната для трех высоких голосов и basso continuo

Кристофано Мальвецци
Симфония из интермедий к комедии Джироламо Баргальи «Паломница»

Джованни Габриели
Канцона для двенадцати голосов, Ch. 209

Эмилио де Кавальери
Ballo del Granduca из интермедий к комедии Джироламо Баргальи «Паломница» (O che nuovo miracolo)

Антонио Вивальди
Концерт для виоль д’амур и лютни ре минор, RV 540
Концерт для двух гобоев ре минор, RV 535

Джузеппе Торелли
Sinfonia для трубы и струнных ре мажор, G 9

Антонио Вивальди
Cessate, omai cessate, кантата для альта соло, струнных и basso continuo RV 684



О концерте

В сентябре 2016 года петербургский ансамбль Barocco Concertato стал лауреатом конкурса имени ван Вассенара (Internationaal Van Wassenaer Concours) в Утрехте – престижного европейского состязания исполнителей барочной музыки (III место). Среди российских коллективов прежде лишь ансамблю Musica Petropolitana в 1993 году удалось завоевать внимание жюри этого конкурса; ансамбль Barocco Concertato, созданный в 2011 году учениками и соратниками Musica Petropolitana под руководством Марии Крестинской, стал вторым в его истории победителем из России. 9 октября премьерой программы «Рождение оркестра» в Концертном зале Мариинского театра ансамбль отпразднует это событие.

Программа «Рождение оркестра» наглядно, во всех музыкальных подробностях показывает, как в начале XVII века в Италии был создан оркестр – основа классической музыки, какой мы ее знаем сегодня. В произведениях Клаудио Монтеверди, Дарио Кастелло, Джованни Габриели, Бьяджо Марини, Эмилио де Кавальери струнный (светский) и духовой (церковный) ансамбли постепенно сливаются в большое многотембровое полотно, скрипки теснят изысканное семейство виол, а яркая гармония – сложную полифонию. Оркестр родился вместе со стилем барокко и претерпевал многообразные изменения вместе с ним. Во втором отделении программы, посвященном развитию оркестра в Италии XVIII столетия, прозвучат концерты для двух гобоев и оркестра, виоль д’амур и лютни Антонио Вивальди и концерт-синфония для натуральной трубы и струнного оркестра Джузеппе Торелли. В заключении концерта прозвучит кантата Антонио Вивальди «Cessate, omai cessate».

В масштабном проекте занято более 20 музыкантов. Струнную группу представляет расширенный состав Barocco Concertato. Московский ансамбль барочных духовых инструментов Alta Capella под руководством Ивана Великанова вольется в общее звучание с цинками (корнетами) и сакбутами.

Об исполнителях

В составе Barocco Concertato:
Константин Яковлев (барочный фагот, гобой)
Мария Крестинская (барочная скрипка, виоль д’амур)
Сергей Фильченко (барочная скрипка)
Светлана Гринфельд (барочная скрипка)
Ксения Тимофеева (барочная скрипка)
Александр Горбунов (барочный альт)
Руст Позюмский (виола да гамба)
Август Крепак (барочная виолончель)
Елизавета Панченко (клавесин, орган)
Константин Щеников-Архаров (теорба)
Катерина Кинг (барочная арфа)

Руководитель ансамбля – Мария Крестинская

Петербургский ансамбль старинной музыки Barocco Concertato создан в 2011 году.
Коллектив исполняет музыку эпохи Возрождения, барокко и классицизма. Солисты ансамбля играют на старинных инструментах, ориентируясь на практику исторически информированного исполнительства.
Название ансамбля отсылает к барочному стилю кончертато (stile concertato). В сочинениях такого рода требовалось примирить «соперничающие» голоса или группы инструментов – итальянское слово «concertare» означает «согласовывать», «добиваться сыгранности».
Богатство инструментальных тембров приближает Barocco Concertato к барочному оркестру: здесь звучат такие инструменты как барочная скрипка, виоль д’амур, теорба, архилютня, барочные фагот и гобой, виола да гамба, клавесин, орган и перкуссия. К основному составу исполнителей подключаются приглашенные музыканты.
Солисты Barocco Concertato обучались на мастер-классах таких лидеров аутентичного движения как Мария Леонхардт (Нидерланды), Петер Ван Хейген (Бельгия), Эндрю Манце (Великобритания), Боб ван Асперен (Нидерланды), Витторио Гиельми (Италия), Хьюго Рейн (Франция), Мишель Лаплени (Франция), Эндрю Лоуренс-Кинг (Великобритания) и Андрей Решетин (Россия).
Музыканты принимают участие в важнейших фестивалях старинной музыки – в Санкт-Петербурге, Бостоне, Утрехте (Нидерланды), Вантаа (Финляндия) и Сан-Суси (Потсдам, Германия). Все участники ансамбля – лауреаты международных конкурсов.
Более подробную информацию об исполнителях можно получить на сайте www.baroccoconcertato.com

 

В составе Alta Capella:
Иван Великанов (корнет, орган)
Александра Михеева (сакбут)
Андриан Принцев (сакбут)
Михаил Оленев (сакбут)
Евгений Кожаров (сакбут)

Руководитель ансамбля – Иван Великанов

Alta Capella – первый в России ансамбль ренессансных и барочных духовых инструментов. Коллектив создан в 2009 году выпускниками, студентами и аспирантами Московской консерватории. Музыканты играют на аутентичных копиях исторических инструментов: сакбуте, кулисной трубе, цинке (корнете), шалмее, бомбарде и дульциане.
Название Alta Capella отсылает к XIV–XV векам – так называли ансамбль из трех-четырех громких духовых инструментов, игравших с высокого места, балкона или галереи. Слово «alta» (громкий, высокий), вероятно, подразумевало также исполнение возвышенной (духовной) музыки для высокородных господ.
В репертуаре ансамбля – средневековая духовная и светская музыка, произведения композиторов Нидерландской школы, итальянская и английская консортная музыка, а также лютеранская музыка трех столетий от Вальтера и Преториуса до Баха.
Alta Capella сотрудничает с такими исполнителями как Алексей Любимов, Анатолий Гринденко, Дмитрий Синьковский, Дмитрий Степанович, Андрей Немзер. В 2011 году при участии Андрея Немзера ансамбль записал диск «Fili mi, Absalon. Генрих Шютц и его итальянские современники».
Ансамбль выступает с сольными программами в Московской консерватории, Государственном институте искусствознания, Атриуме Музыкального театра им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, участвует в фестивалях старинной музыки в  Йехиаме (Израиль), Брюнуа (Франция), Санкт-Петербурге, Москве, является организатором Международного фестиваля музыки и танца эпохи Возрождения La Renaissance (с 2011 года). В рамках фестиваля состоялись российские премьеры «Вечерни Пресвятой Девы Марии» Клаудио Монтеверди и сценической версии средневековой поэмы XIV века «Роман о Фовеле».
Музыканты ансамбля стажировались на летних курсах старинной музыки в Урбино у Брюса Дики (Италия), участвовали в международных мастер-классах Мартина Любенова (Гермерсхайм, Германия), Уильяма Донгуа, Стефана Леже, Вима Бекю (Москва, Бремен, Зальцбург).
В 2012 году солисты ансамбля стали победителями конкурса молодых исполнителей IYAP (International Young Artist’s Presentation), который проводится в рамках фестиваля Laus Polyphoniae в Антверпене.
Более подробную информацию об исполнителях можно получить на сайте www.altacapella.ru

Возрастная категория 6+

9 октября 2016
Рождение оркестра. Путешествие по Италии
16 января 2017
25 февраля 2017
4 мая 2017
Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход