Санкт-Петербург, Концертный зал

Джордж Ли (фортепиано)


Первый концерт 53-го абонемента

В ПРОГРАММЕ:
Йозеф Гайдн
Соната для фортепиано си минор

Фредерик Шопен
Соната для фортепиано № 2 си-бемоль минор, соч. 35

Сергей Рахманинов
Вариации на тему Корелли

Ференц Лист
«Утешение» № 3
Венгерская рапсодия № 2


Исполняет Джордж Ли (фортепиано)

О концерте

Allegro moderato
Menuetto
Finale. Presto

Йозеф Гайдн, старший из триады венских классиков, за свою долгую жизнь создал около шести десятков клавирных сонат. Этот жанр в его творчестве претерпел заметную эволюцию от первых опытов – дивертисментов, исполнявшихся на клавесине и предназначенных для развлекательных целей, – до поздних сочинений, рассчитанных уже на фортепиано. Лишь несколько сонат написаны в минорных тональностях, и почти все они относятся к 1770-м годам, когда стиль Гайдна сближается с эстетикой «Бури и натиска» в литературе. Соната си минор – яркий образец такого стиля: драматические интонации господствуют в ее крайних частях – сонатном аллегро и рондо – лишь ненадолго уступая место галантности изящного менуэта.
Владимир Хавров

Grave. Doppio movimento
Scherzo
Marche funèbre: Lento
Finale: Presto

Если потребуется выбрать среди всех фортепианных произведений Фредерика Шопена – полонезов, мазурок, этюдов, баллад, скерцо, вальсов – наиболее значительное, скорее всего, выбор падет на Вторую сонату си-бемоль минор. Все стили, которыми владел композитор, а это салонный, концертный, танцевальный, отразились в этом сочинении – монументальном сонатном цикле, где бурная романтическая фантазия обуздана строгой классической формой.
Соната появилась летом трудного для Шопена 1837 года (трудного по личным причинам). Все три фортепианные сонаты композитора минорные, однако тональность Второй наиболее мрачна. Самая знаменитая часть сонаты – траурный марш. Он был сочинен Шопеном несколько раньше и затем вошел в состав сонаты. Происхождение его – оперное, по всей вероятности, источником вдохновения послужил марш из «Сороки-воровки» Россини. Финал в уникальной для романтической музыки, аскетичной фактуре (без всякого разделения на мелодию и аккомпанемент), скорее всего, навеян музыкой Баха.
Анна Булычева

Вариации на тему Корелли написаны Сергеем Рахманиновым в эмиграции; это последнее его сочинение для фортепиано соло. В основе цикла – тема старинного испанского танца фолии, использованная в одной из скрипичных сонат итальянского композитора XVII века Арканджело Корелли и близкая по характеру сарабанде. Двадцать вариаций – диалог стилей и эпох: тема приобретает черты менуэта, джазовой импровизации, романтического ноктюрна. Необычно решен финал цикла: на две последние вариации приходится драматическая кульминация, а затем звучит тихая умиротворенная кода.

«Утешения» Ференца Листа – пьесы в неторопливом движении с кантиленной мелодией, близкие по характеру ноктюрнам. На необычное название Листа вдохновило стихотворение «Слеза, или Утешение» французского поэта-романтика Альфонса де Ламартина. Третья пьеса (самая популярная в цикле) напоминает о ноктюрнах Шопена и, возможно, задумана как дань памяти польскому мастеру.
Венгерские рапсодии – одна из «визитных карточек» Листа. Он прославился как пианист не в последнюю очередь благодаря эффектному исполнению этих виртуозных пьес. Музыка рапсодии № 2 в ХХ веке использовалась в диснеевских мультфильмах и стала частью массовой культуры. Рапсодия состоит из двух разделов – медленного и быстрого, что соответствует структуре венгерского народного танца вербункош. Вторая рапсодия стала излюбленным номером в репертуаре многих пианистов. Ее часто исполнял и Сергей Рахманинов, написавший к рапсодии оригинальную каденцию.
Владимир Хавров

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход