Концерт для фагота с оркестром си-бемоль мажор был сочинен Вольфгангом Амадеем Моцартом летом 1774 года в Зальцбурге, после очередного возвращения из блистательной Вены к тягостной службе у князя-архиепископа. Фагот в то время редко выступал солистом. В оркестре он, как правило, удваивал партию виолончелей. Однако 18-летний Моцарт сумел оценить его богатые возможности – огромный диапазон, различие тембров в разных регистрах, подвижность и певучесть.
Музыка концерта почти целиком выдержана в галантном стиле. Моцарт представил фагот отнюдь не комическим персонажем, но лирический героем, которому подобает красивый, благородный звук и настоящая кантилена. Во второй части инструмент почти все время поет в диапазоне тенора, лишь иногда вставляя рычащие низкие ноты. Этой тактики он придерживается и в финале (Рондо в темпе менуэта). Оркестр четырежды исполняет рефрен-менуэт, а между проведениями рефрена в трех свободных соло фагот затевает галантную игру со струнными. Во второй части сонаты звучит лирическая тема, которую позже Моцарт использует в каватине Графини Альмавива Porgi, amor («Даруй, любовь») в начале второго действия оперы «Свадьба Фигаро».
Квинтет «Форель» был заказан Францу Шуберту состоятельным виолончелистом-любителем Сильвестром Паумгартнером, которому мы, видимо, и обязаны двумя удивительными особенностями этого шедевра. Судя по всему, именно заказчик настоял на необычном для классического квинтета составе инструментов (фортепиано, скрипка, альт, виолончель и контрабас) и на том, чтобы четвертая часть представляла собой вариации на мелодию песни Шуберта «Форель».
Квинтет был сочинен осенью 1819 года в очень короткий срок. Шуберт находился в поездке по Верхней Австрии в обществе своего друга, баритона Михаэля Фогля. Для Шуберта это было время неустроенности и профессиональных неурядиц: надежды реализовать себя, сделав серьезную музыкальную карьеру, рушились одна за другой. Квинтет, как и многие камерные сочинения Шуберта, – плод его «широкой известности в узких кругах» друзей и почитателей. Тем не менее музыка всех пяти частей квинтета (Allegro vivace, Andante, скерцо, тема с вариациями, финал) почти безоблачна. Положенная в основу четвертой части знаменитая песня «Форель» на стихи Кристиана Фридриха Даниэля Шубарта была сочинена двумя годами ранее, и Шуберт все еще продолжал переделывать ее в поисках совершенства.
Анна Булычёва