Санкт-Петербург, Концертный зал

Рахманинов. Бернстайн


ИСПОЛНИТЕЛИ:
Симфонический оркестр Мариинского театра
Дирижер – Джон Аксельрод


В ПРОГРАММЕ:
Леонард Бернстайн
«Симфонические танцы» из мюзикла «Вестсайдская история»
Дивертисмент для оркестра

Сергей Рахманинов
«Симфонические танцы», соч. 45


«Вестсайдская история» – один из самых популярных бродвейских мюзиклов, принесший композитору Леонарду Бернстайну и либреттистам Стивену Сондхайму и Артуру Лоренцу мировую славу. Оригинальная бродвейская постановка выдержала более семисот представлений. На мировых сценах мюзикл с неизменным успехом идет и сегодня, а его экранизация 1961 года была удостоена премии «Оскар» за лучший фильм.
Успеху «Вестсайдской истории» способствовал и новый взгляд на сюжет, восходящий к истории Ромео и Джульетты и перенесенный в послевоенный Нью-Йорк, и сама музыка. Бернстайн создал новаторскую и яркую партитуру, сочетая приемы традиционной театральной музыки с языком ХХ века и элементами симфоджаза (в составе оркестра – группа саксофонов, электрогитара и обширная батарея ударных).
В сюите, составленной самим композитором из музыки инструментальных номеров спектакля, лирические adagio соседствуют с ритмами мамбо и ча-ча-ча, а cool dance приобретает неожиданные черты джазовой фуги.

Дивертисмент Бернстайна – посвящение Бостонскому симфоническому оркестру к 100-летию этого коллектива. С Бостоном у Бернстайна были давние творческие связи: в начале 1940-х именно здесь он учился дирижированию у знаменитого Сергея Кусевицкого и отсюда отправился в Нью-Йорк, где достиг пика своей карьеры. Восемь частей дивертисмента символически объединены двузвучным мотивом из нот си и до – в английском языке они обозначаются буквами B и C, что соответствует словам Boston (Бостон) и Centenary (столетие). Жанровое разнообразие частей очень широко – здесь и мазурка, и вальс (впрочем, последний написан в необычном размере 7/8), и самба, и блюз. В завершении звучит торжественный марш «Бостонский оркестр навсегда».

Живя за границей, Сергей Рахманинов лишь изредка возвращался к композиторской работе, выступая в основном как концертирующий пианист. Через четыре года после окончания Третьей симфонии он приступил к созданию своего последнего сочинения – «Симфонических танцев». Первоначально Рахманинов предполагал назвать части произведения «День», «Сумерки» и «Полночь», но затем отказался от этого намерения.
В «Симфонических танцах» нет строгого следования каким-либо жанровым танцевальным моделям, лишь во второй части проявляются черты вальса.
Вступление первой части содержит два контрастных элемента – короткий трехзвучный мотив деревянных и резкие аккорды tutti. На первом мотиве строится основной раздел части – гротескный марш. Лирическая середина, близкая по характеру самым светлым страницам музыки Рахманинова, вырастает из темы русского склада, порученной при первом проведении саксофону (единственный случай обращения Рахманинова к этому инструменту). Реприза – возвращение марша – сменяется умиротворенной кодой, в которой Рахманинов цитирует один из мотивов своей Первой симфонии.
Вторая часть – вальс – проникнута ностальгическими настроениями. Зловещие фанфарные сигналы труб и тромбонов с сурдинами служат границами разделов; ритм вальса постепенно искажается и к концу почти исчезает. В финале цикла претворен распространенный в европейской культуре сюжет пляски смерти. По ритму эта часть отдаленно напоминает жигу. Мотив средневековой секвенции Dies irae («День гнева») сталкивается здесь с ритмически искаженной темой из «Всенощного бдения» самого Рахманинова (1915). Напряжение, доходящее до исступленной инфернальной пляски, не получает разрешения: на кульминации музыка обрывается.
© Мариинский театр, 2015/Владимир Хавров

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход