Санкт-Петербург, Концертный зал

Кристиан Блэкшоу исполняет фортепианные сонаты Шуберта


Биография Кристиана Блэкшоу (фортепиано)


В ПРОГРАММЕ:
Франц Шуберт
Последние фортепианные сонаты (№19 до минор, D 958; №20 ля мажор, D 959; №21 си-бемоль мажор, D 960)


Три последние фортепианные сонаты были написаны Францем Шубертом в сентябре 1828 года, третья из них завершена 26 сентября – менее чем за два месяца до смерти композитора. Прошло десять лет, прежде чем эти сонаты были напечатаны. Можно назвать эту трилогию завещанием Шуберта (в октябре появились лишь несколько духовных хоров и песен).
Соната до минор (D. 958) не только тональностью напоминает о Бетховене. Главная тема первой части близка теме бетховенских «32 вариаций», да и в других частях немало перекличек с классиком. Это неудивительно, ведь музыка Бетховена занимала огромное место в жизни Шуберта, особенно в последние годы. Он присутствовал на премьере Девятой симфонии. На похоронах Бетховена Шуберт был в числе музыкантов, несших факелы, а рядом с ним шел пианист и композитор Иоганн Непомук Гуммель, которому Шуберт позднее предполагал посвятить эти три последние сонаты. Наконец, авторский концерт Шуберта в 1828 году состоялся в день смерти Бетховена – словно бы наследник принимал эстафету из рук покойного классика. Увы, ненадолго.
Соната ля мажор (D. 959) открывается торжественным хоралом, и на протяжении всей первой части хоральная фактура постоянно возвращается. Вторая часть, медленная и сосредоточенная, поражает своей отрешенностью, но удивительно, какое живое, легкое, изобретательное скерцо за ней следует. Заключительное рондо написано в непривычно медленном для финалов темпе. Этот теплый, искренний финал словно следует пожеланию, оставленному Бетховеном на первой странице «Торжественной мессы»: «Да идет это от сердца к сердцу».
Соната си-бемоль мажор (D. 960) стала одним из тех произведений, которыми Франц Шуберт прощался с жизнью и музыкой. Знаменитые слова Роберта Шумана о шубертовских «божественных длиннотах» в полной мере можно отнести к сонате си-бемоль мажор. Большой четырехчастной композиции необыкновенный, нечеловеческий масштаб сообщает не столько количество тактов, сколько иной отсчет времени. Шуберт словно находится на грани вечности и временами заглядывает за пределы нашего мира.
Человеческие страсти находят себе место лишь в финале – мятежной тарантелле. Первая часть открывается торжественно-спокойным хоралом. Другой хорал звучит в середине второй части. Третья часть по сонатной традиции – скерцо, но удивительно невесомое, будто эфемерное. В этой последней сонате Шуберт с удивительной щедростью творит мелодии. Если мелодия есть душа музыки, то в сонате си-бемоль мажор нет ни одного неодушевленного такта. Считается, что «бесконечную мелодию» изобрел Вагнер, но Шуберт сделал это гораздо раньше.
Анна Булычёва

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход