Санкт-Петербург, Концертный зал

Струнный квартет «Атриум» исполняет Бетховена


Квартет «Атриум» в составе:
Сергей Малов (скрипка)
Антон Ильюнин (скрипка)
Дмитрий Питулько (альт)
Анна Горелова (виолончель)


В ПРОГРАММЕ:
Людвиг ван Бетховен
Струнные квартеты №№ 7–9, соч. 59 («Русские»)


«Русские» квартеты написаны Бетховеном в 1806 году для графа Андрея Кирилловича Разумовского, бывшего на протяжении многих лет русским посланником в Вене. И в дипломатии, и в частной жизни Разумовский был настоящим артистом, а его венский дворец, построенный архитектором Луи Монтуайе в том же 1806 году, славился богатыми коллекциями и библиотекой. Необъятные отцовские поместья на родине и тысячи крепостных очень долго позволяли Андрею Кирилловичу не считаться с расходами. Одной из страстей Разумовского была музыка, особенно – игра на скрипке в струнном квартете. Он даже содержал собственный камерный ансамбль – квартет Игнаца Шуппанцига, который впервые исполнил многие бетховенские квартеты.
Задолго до Бетховена серию «русских» квартетов создал для будущего Павла I Йозеф Гайдн. Однако в них нет ничего русского, кроме адресата. Бетховен пошел иным путем: финал первого из трех квартетов написан на тему песни «Ах, талан мой, талан», а в середине третьей части второго квартета звучит тема подблюдной песни «Слава». Любопытно, что Бетховен не поступил самым очевидным образом – не использовал тему «Камаринской», в то время единственной широко известной на Западе русской песни. С «Камаринской» он уже имел дело в 1796 году, сочиняя вариации для фортепиано на тему «Русского танца» из балета Пауля Враницкого «Лесная девушка», но не стал к ней возвращаться. По-видимому, в библиотеке Разумовского имелся знаменитый сборник русских песен Львова – Прача и он попал в распоряжение Бетховена. Выбор среди многих песен «Славы» говорит о мощной интуиции: ведь именно эта песня впоследствии оказалась в центре внимания Алябьева, Мусоргского, Римского-Корсакова и других русских композиторов.
Лишь дважды Бетховен пометил в нотах – «русская тема». В действительности русские интонации звучат в квартетах соч. 59 гораздо чаще, начиная с самых первых тактов. Возможно, сборник Львова – Прача действительно был тщательно изучен композитором, который тогда впервые почувствовал интерес к фольклору. Четыре года спустя Бетховен всерьез занялся обработками народных песен и выполнил их в общей сложности около ста пятидесяти.
Анна Булычёва


«Атриум» стал первым квартетом России, который добился победы сразу на двух крупнейших международных конкурсах. В 2003 году коллектив получил I премию и Приз слушательских симпатий на IX Международном конкурсе квартетов в Лондоне. В июле 2007 года жюри V Международного конкурса струнных квартетов в Бордо единодушно присудило «Атриуму» Гран-при и Приз банка Societe Generale.
Квартет был основан в 2000 году студентами Санкт-Петербургской консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова, обучавшимися в классе профессора Иосифа Левинзона, виолончелиста прославленного Квартета им. С.И. Танеева. «Атриум» принимал участие в мастер-классах Альбан Берг квартета, Вермеер квартета, Данель квартета. Был главным приглашенным ансамблем Нидерландской академии струнных квартетов, где музыканты стажировались под руководством Стефана Метца. Все участники квартета окончили аспирантуру Высшей школы музыки им. Ханса Эйслера в Берлине у профессора Эберхарда Фельтца.
Квартета побеждал на международных конкурсах в Москве, Кремоне и Веймаре.
В настоящее время «Атриум» выступает на фестивалях, среди которых Бетховенский фестиваль в Бонне, «Звезды белых ночей» в Санкт-Петербурге, фестивали в Шветцингене, Шлезвиг-Гольштейне, Кухмо, Мекленбурге – Передней Померании, Бад-Киссингене, Давосе и Люцерне.
В 2013 году «Атриум» впервые в истории камерной музыки представил публике все пятнадцать квартетов Шостаковича в течение одного дня. Этот подвиг смогли оценить слушатели России, Исландии, Франции и Японии. В следующем сезоне квартет продолжит исполнение цикла вГермании, Нидерландах и США.
Среди ангажементов коллектива на текущий сезон – гастроли и мастер-классы в США и Нидерландах, а также концерты в Берлине, Лондоне, Гамбурге, Санкт-Петербурге, на фестивалях в Финляндии, Германии и Китае. Также в нынешнем сезоне, в честь 175-летия со дня рождения Чайковского, квартет исполняет программу, которая включает все камерные произведения великого композитора. Первая серия концертов с этой программой состоялась в Берлине в апреле 2015 года.
В дискографии ансамбля – записи квартетов Моцарта, Шостаковича и Чайковского, Бетховена, выпущенные на лейблах EMI Classics, Zig-ZagTerritoires и RCM. Эти записи были названы «Дисками месяца» авторитетными музыкальными журналами Gramophone и Luister.
Музыканты также записали четыре квартета современного испанского композитора Хорди Сервелло (Columna Musica). Последнее сочинение композитора для струнного квартета Sant Petersbourg (2011) мастер посвятил музыкантам «Атриума». В настоящее время участники квартета живут и работают в Берлине. Музыканты играют на инструментах итальянских мастеров: скрипках работы Фердинандо Гальяно (1780) и Паоло Кастелло (1770), альте Лоренцо Каркасси (1775) и виолончели Джованни Батисты Черути (1798).

Возрастная категория 6+

© 1998 – 2017
Мариинский театр
Справочная служба
+7 812 326 41 41
tickets@mariinsky.ru
Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход

Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 28 июля 2012 г. N139-Ф3 "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и отдельные законодательные акты Российской Федерации