Санкт-Петербург, Концертный зал

Сольный концерт Барри Дугласа (фортепиано)


Биография Барри Дугласа


В ПРОГРАММЕ:
Франц Шуберт
Экспромты, соч. 90 №№ 1, 3 и 4

Иоганнес Брамс
Вариации на оригинальную тему, соч. 21 № 1
Скерцо ми-бемоль минор, соч. 4
Фантазии, соч. 116 №№ 1 и 4
Пьесы для фортепиано, соч. 118 №№ 4 и 6

Франц Шуберт
Фантазия «Скиталец» до мажор, соч. 15


Для Франца Шуберта фортепианная музыка была одним из главных жанров. Он создал более 700 сочинений для фортепиано или с участием этого инструмента: в их числе сонаты, фантазии, дивертисменты, танцы и другие произведения.
В 1827 году издатель Тобиас Хаслингер опубликовал две тетради фортепианных пьес Шуберта. Пьесам Хаслингер дал название «экспромтов», видимо, ориентируясь на модные сочинения чешского композитора Яна Вацлава Воржишека, опубликованные в 1821 году и названные так же.
Экспромты соч. 90 – яркий образец романтического фортепианного стиля. Первый из экспромтов строится на причудливом контрасте траурного марша и чувственного ариозо в итальянском духе, третий по стилю предвосхищает «Песни без слов» Мендельсона. Четвертый экспромт сочетает легкую скерцозность и песенные интонации, которые оттеняются изящной игрой мажора и минора.

Фантазия «Скиталец» – одно из самых сложных по исполнительской технике произведений Шуберта. Друг композитора, художник Леопольд Купельвизер писал, что однажды, не сумев сыграть фантазию надлежащим образом, Шуберт в сердцах воскликнул: «Пусть дьявол ее играет!». Неслучайно фантазия впоследствии занимала почетное место в репертуаре Ференца Листа, создавшего для своих выступлений ее версию для фортепиано с оркестром.
Четыре части фантазии, идущие без перерыва и тематически связанные между собой, образуют форму с чертами как сонаты, так и вариаций. В основе второй части – тема, заимствованная из песни Шуберта «Скиталец», что и дало название всей фантазии.

На протяжении всей жизни писал музыку для фортепиано и Иоганнес Брамс. Скерцо соч. 4, написанное 18-летним юношей и благосклонно принятое Робертом Шуманом, – его первое дошедшее до нас сочинение.
Почти все свои сочинения в жанре вариаций для фортепиано Брамс создал в течение десятилетия 1854–1864 годов (лишь вариации на тему Гайдна относятся к 1873 году). Обращение в вариациях к темам Шумана, Паганини, Генделя, Гайдна для Брамса было возможностью освоить стиль мастеров прошлого, вступить с ними в творческий диалог. Вариации соч. 21 № 1 – единственный отдельный вариационный цикл, для которого Брамс пишет тему сам, но и здесь характер варьирования заставляет вспомнить вариации Бетховена.
Поздние сочинения Брамса – подведение итогов пути романтической фортепианной миниатюры и в то же время – воплощение всех граней лирики композитора. Соч. 116 открывается порывистым каприччио, но основная часть поздних циклов – пьесы под непритязательным названием «интермеццо». Драматургия этих пьес выстроена весьма экономными средствами: так, все интермеццо соч. 116 № 4 вырастает из двух мотивов-мыслей, первый из которых остается неизменным, а второй служит источником различного рода варьирования. Основа интермеццо соч. 118 № 4 – простой канон, скрытый за триольными фигурациями, а в № 6 лаконичный одноголосный мотив дает начало подлинно симфонической миниатюре.
© Мариинский театр, 2015/Владимир Хавров

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход